Григорий Кваша
«Московская правда» («Зазеркалье») 1.10.2012г.
В спорах рождается равенство
Люди встречаются, люди влюбляются, женятся... При этом попадают в один из четырех типов равновесного брака (Патриархальный, Романтический, Равный, Духовный) либо вступают в аномальное Векторное взаимодействие. Это в реальной жизни. А как всё происходит на экране? Казалось бы, никак, ведь актеры реализуют замысел режиссера, тот в свою очередь использует идеи сценариста... При чем же тут гороскоп? Однако каким-то загадочным образом получается, что самые прославленные экранные лав-стори создаются именно тогда, когда замысел сценариста и режиссера подкрепляется точно подобранными актерами. Их годовые знаки должны соответствовать типу задуманных на экране взаимоотношений. Этой теме уже были посвящены "Патриархальные пляски" ("З-е" №170) и "Романтические фантики" ("З-е" №171). В них рассказывалось о подобных удачах в трактовке патриархальных и романтических отношений, теперь разговор пойдет о Равном союзе.
Хотелось бы в нескольких словах напомнить, что такое Равный союз. Называться этим термином могут только 13 пар, записанных через годовые знаки: Лошадь-Бык, Лошадь-Змея, Лошадь-Петух, Собака-Змея, Тигр-Змея, Тигр-Петух, Крыса-Кот, Крыса-Коза, Крыса-Кабан, Дракон-Коза, Обезьяна-Кот, Обезьяна-Коза, Обезьяна-Кабан.
Главной особенностью Равного союза остается обстановка острой интеллектуальной конкуренции, бесконечные разговоры и даже споры, минимум действий и максимум обсуждений. При съемке такого кино есть определенные проблемы, ведь долгие разговоры - это скорее для театра, а в кино все привыкли решать с помощью активных перемещений и молчаливых крупных планов. И тем не менее кино о борьбе мужского и женского интеллектов также имеет право на жизнь.
"Укрощение строптивой" Шекспира экранизировалось многократно (не менее 15 попыток). И всё же единственно точным попаданием стоит признать попытку Сергея Колосова (Петух), выросшую из постановки Алексея Попова (Дракон) в ЦТСА, разглядевших в пьесе Шекспира, в сражении Катарины и Петручио, в первую очередь конфликт двух великих говорунов. Эмоциональных ударов не так уж и много, а вот словесной эквилибристики - выше всяческих пределов. Катарина в исполнении Людмилы Касаткиной (Бык), уверенная в своей интеллектуальной исключительности, вынуждена в конце концов признать равной себе Петручио в исполнении Андрея Попова (Лошадь). В спорах, как известно, рождается Равенство. Точно в таких же знаках, только с переменой пола, играли в театре "Укрощение строптивой" Вера Марецкая (Лошадь) и Николай Мордвинов (Бык).
Другая великая экранизация классической пьесы - это "Собака на сене" по Лопе де Вега (Собака), осуществлена Яном Фридом (Обезьяна). Диана де Бельфлор в исполнении Маргариты Тереховой (Лошадь) и Теодоро в исполнении Михаила Боярского (Бык) проводят бесконечное интеллектуальное соревнование, обмениваясь виртуозными словесными конструкциями (перевод Михаила Лозинского (Собака). Иногда интеллекта не хватает, и тогда Диана начинает бить Теодоро. Это весьма в духе Равного союза, в котором мужчина мягчает, а женщина набирает мощь. Впрочем, всё заканчивается удачно, Равенство достигается, все счастливы!
"Ирония судьбы", как и "Укрощение строптивой", и "Собака на сене", в первую очередь пьеса, а стало быть, череда хитроумных диалогов. В центре внимания, разумеется, словесная дуэль главных героев: Нади в исполнении Барбары Брыльской (Змея) и Жени в исполнении Андрея Мягкова (Тигр). Они обсуждают особенности своих профессий, качество приготовленного Надей заливного, поведение невесты Жени и жениха Нади, без стеснения режут друг другу в глаза правду-матку, что, согласитесь, бывает очень редко при первом знакомстве. Ну, а когда уже нет никаких сил для словесной перепалки, начинают соревноваться в песенном мастерстве... Та самая интеллектуальная конкуренция.
Один из наименее раскрученных фильмов Никиты Михалкова (Петух) "Без свидетелей" истинными знатоками кино считается практически самым лучшим фильмом мастера. Тут по сути дела всего два действующих лица. У них даже нет имен и фамилий: Он и Она. Его играет Михаил Ульянов (Кот), Ее - Ирина Купченко (Крыса). Разумеется, весь фильм одни сплошные разговоры... Разумеется, фильм снят по пьесе (Софья Прокофьева). По сути - это даже не кино, а смесь кино и театра. Но такова уж, видимо, судьба удачного воплощения Равного союза на экране - минимум событий и максимум разговоров. К концу фильма женщина обретает мужество, а мужчина всё сильнее это мужество теряет. Практически так в жизни и происходит с участниками Равного союза.
И вновь речь пойдет об экранизации пьесы, на этот раз Эдуарда Радзинского (Крыса), "104 страницы про любовь". Ее чуть ли не одновременно ставили 120 театров по всей стране. Перенести произведение на экран взялся Георгий Натансон (Петух). Воплотить любовный диалог бортпроводницы Наташи и физика Евдокимова было предназначено Татьяне Дорониной (Петух) и Александру Лазареву (Тигр). До Лазарева на ту же роль пробовался Владимир Высоцкий (Тигр). Доронина была вне обсуждений (так решил драматург). Что касается искомого сюжетного Равенства, то изначально его не было: физик был весьма самоуверенным и высокомерным типом. Но путем долгих взрослых разговоров Равенство всё же достигается, любовь становится обоюдной и равновеликой. Концовка, увы, печальная - стюардесса погибает.
И несколько слов об одном западном сюжете. Речь пойдет о двух версиях одного и того же сюжета, снятых с разницей в 31 год. Сначала (1968) "Аферу Томаса Крауна" снял Норман Джуисон (Тигр). В фильме Джуисона богача и авантюриста Томаса Крауна играет Стив Маккуин (Лошадь), а следовательницу Викки Андерсон играет Фэй Данауэй (Змея). Цель одна: разговорить человека, совершившего идеальное преступление, которое объективно раскрыть невозможно. Свежий вариант "Аферы Томаса Крауна" был снят в 1999 году Джоном МакТирнаном (Тигр). Теперь Томаса Крауна играет Пирс Броснан (Змея), а следовательницу Викки Андерсон - Рене Руссо (Лошадь). Как видим, знаки поменялись местами, но остались теми же. То есть союз по-прежнему Равный, но теперь более Логический, а не Волевой. Сюжет идеален для Равного союза, ибо предъявляет главные требования не столько к душам или телам мужчины и женщины, сколько остроте интеллекта, умению спорить до изнеможения, выстраивать беседу так, чтобы избежать ловушек самому и загнать в логический капкан оппонента. Ну, и наконец "Западня" (1999) Джона Эмиела (Крыса), которую с "Аферой Томаса Крауна" не сравнил только ленивый. Всё то же самое. Он - выдающийся вор международного масштаба, крадет полотно Рембрандта. Она - следователь страховой компании. Его ещё ни разу не удавалось поймать с поличным. Она пытается войти к нему в доверие и заманить в западню. Остается только посмотреть даты рождения актеров. Он - это Шон Коннери (Лошадь), она - Кэтрин Зета-Джонс (Петух). Как видим, вновь Равный союз. Возможно, разговоров по ходу фильма чуть меньше, чем необходимо по канону, но главное, что выравнивание идет полным ходом и искомое равенство всё же наступает.
|