Григорий Кваша
«Московская правда» («Зазеркалье») 6.05.2013г.
Право на образование
Запад сходит с ума по правам человека, наивно полагая, что это нечто единственно важное и первостепенное абсолютно для всех. Пресловутое гражданское общество как раз и должно склеиться из людей, осознавших свои права.
Однако любому человеку, мало-мальски знающему Теоретическую историю, понятно, что права человека - это т. н. Политические права, за которые борются народы Запада. На Востоке точно такие же народные права - это права на безграничную и безнаказанную коммерцию. Примерно то, что творится в Китае: без санитарных норм, без экологических ограничений, не предоставляя ни больничных, ни пенсий, ни пособий, взимая плату за всё, что можно... Причем к данному коммерческому беспределу внутренне готов любой китаец, образованный или совсем темный.
С этим, кстати, связан гораздо более скоростной экономический подъем Китая в сравнении с Россией. Наша перестройка началась вроде бы раньше, но пошла в экономическом плане куда медленнее, чем у Китая. Ибо их резерв по народу-коммерсанту практически беспределен.
Если народ Запада жаждет политических прав, гарантий влияния на власть через то самое пресловутое гражданское общество, откусывая свой кусок власти, то народ Востока аналогичным образом жаждет права на коммерческую деятельность, наживу и фактически на свою долю в коммерческом пироге государства... Стало быть, Имперский народ-идеолог ищет права на постижение истины, жаждет правды, ждет своей доли интеллектуального государственного пирога.
Однако не имеющему образования человеку с каждым веком всё труднее понимать истину и участвовать в интеллектуальном процессе, если у него нет соответствующего образования. Таким образом, главным и по сути единственным правом Имперского народа является право на образование.
Запад очень мало заинтересован в образованности народа, ибо интеллектуала трудно заставить лишний раз пойти в магазин, сделать покупку, он сыт, как говорится, пищей духовной. Не выгодно.
Интеллектуал на Востоке опасен в ещё большей степени, ведь на Востоке идеология - это привилегия власти. Любой умник - потенциальный ниспровергатель великих Учителей. Империи никак не страшно любое количество умников. По сути Империя - это один сплошной конвейер штамповки умников и умниц. Уедут сотни, родятся тысячи, уедут тысячи - родятся десятки тысяч. Ну и так далее.
Таким образом, вся мировая система получения образования есть продукт имперский. Иные ритмы всего лишь делают вид, что поддерживают моду, введенную Империями, на деле же спят и видят, как бы от образования уйти в какую-нибудь псевдоинтеллектуальную форму рутинного обучения.
Можно и нужно изучить влияние всех 20 имперских циклов на становление мирового образовательного процесса. Однако, находясь в начале этого исследования, достаточно было бы рассмотреть несколько примеров, взяв их из книги "Поиски Империи".
Наибольший образовательный акцент легко обнаружить при рассмотрении современного Ирана (1905 - 2049), Четвертой Англии (1761 - 1905) и Третьей России (1653 - 1797).
Что касается современного Ирана, то данные по нему постоянно обновляются. Максимальный темп ликвидации безграмотности - это, разумеется, вторая фаза (1941 - 1977), времена шахской власти, когда от 15% в 1951 году грамотность поднялась до 62% в 1986 году. И это при том, что население за эти годы выросло практически в четыре раза. Именно тогда было заявлено, что "овладение грамотой является священной обязанностью каждого мусульманина"... Заметьте, не муллы какого-нибудь и не муфтия, а каждого мусульманина. Такое вот "средневековье" (как говорят недальновидные наблюдатели). Хотим мы того или нет, но сегодняшний Иран стал одним из интеллектуальных лидеров планеты. И это совсем ещё недавно страна безграмотных дехкан.
Много прекрасных высказываний по образовательному прорыву в Четвертой Англии (1761 - 1905). Так, например, Дж. Тревельян, говоря о второй половине викторианской эпохи (1865 - 1901), заметил - наиболее "характерными людьми были не аристократы и не лавочники, а люди с университетским образованием, люди интеллигентных профессий, читатели Милля, Дарвина, Хаксли и Мэтью Арнольда, Джорджа Элиста и Браунинга - образованные бородатые интеллигенты..."
Одним из главных событий тогда стала школьная реформа Форстера (1870). Тот же Дж. Тревельян говорит, что "1870 год был поворотным моментом в истории образования... Благодаря религиозному компромиссу 1870 года Англия смогла достичь системы всеобщего начального обучения". Остается добавить, что в 1880-м посещение школ было сделано обязательным во всей стране, а в 1891-м закон был дополнен постановлением, которым, в сущности, вводилось бесплатное всеобщее начальное обучение. Бедность родителей перестала признаваться уважительной причиной для непосещения детьми школы. Так был подан пример всему миру.
Что касается Третьей России (1653 - 1797), то образовательный бум, эпоха Просвещения в России XVIII века очень подробно описаны и хорошо всем известны. Мощнейший импульс, данный Петром Первым, взявшим всю вторую фазу (1689 - 1725) - это школа математических и навигацких наук в Москве (1700), артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве (1701 - 1721), инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах, первая в России гимназия (1705), цифирные школы в провинциальных городах (указ 1714 года), гарнизонные школы для солдатских детей, учреждение Академии наук (1724).
С правлением Елизаветы Петровны эпоха Просвещения набирает обороты: расширяется сеть начальных школ, открыты гимназии в Москве (1755) и Казани (1758), основан Московский университет (1755), Академия художеств (1760). Ну а когда дошло дело до Екатерины Второй (1762 - 1796), то тут уже никакого удержу в образовании не стало. В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе, появилось женское образование, в 1764 году был открыт Смольный институт, Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад и т. д. Этого образовательного импульса хватило на 100 лет, а там уж и Четвертая Россия (1881 - 2025) подоспела.
И вновь самые решительные меры были приняты именно во второй фазе (1917 - 1953), когда, несмотря на голод и разруху, в образование вкладывались огромные силы и средства (до 14 % от всего бюджета). Основные принципы образования в Советском Союзе были сформулированы ещё в 1903 году в Программе РСДРП: всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и т. д.
С каждой новой фазой давление нарастало и дошло до того, что в четвертой фазе (1989 - 2025) мы вплотную подошли ко всеобщему высшему образованию. Первыми в мире. И не важно, что у многих на руках дипломы не слишком солидных вузов или неких подозрительных филиалов. Постепенно всё откристаллизуется, но изменения в сознании народа сохранятся.
|