Григорий Кваша
«Наука и религия» № 10, 2013г.
Продолжение. Начало в «Наука и религия» № 5, 2013г. Знаки имиджа
Король
Речь пойдёт о людях, имеющих в своём гороскопе одно из 12 сочетаний: Крыса (Овен), Бык (Телец), Тигр (Близнецы), Кот (Рак), Дракон (Лев), Змея (Дева), Лошадь (Весы), Коза (Скорпион), Обезьяна (Стрелец), Петух (Козерог), Собака (Водолей), Кабан (Рыбы).
Король – абсолютная фигура в нашем раскладе имиджей: он абсолютно незаметен, абсолютно нейтрален, абсолютно незаменим… Идеальный Король остроумен как Шут, благороден как Рыцарь, энергичен как Вождь, речист как Профессор, элегантен как Аристократ, но ни одно из этих качеств не стремится демонстрировать.
Величие состоявшегося Короля беспредельно, но путь к этому величию бесконечно долог. В такой ситуации одинаково бессмысленно как описывать Королей, так и давать им какие-то инструкции и наставления, ибо у Королей так называемый нулевой имидж. Тем не менее людям и с таким сочетанием знаков необходимо понять себя и быть понятными другим – ведь прирождённое величие – вещь не слишком удобная и в практической жизни трудно применимая.
Название имиджа. Предлагались Абсолют, Философ, но утвердился Король, и довольно скоро. Никаких серьёзных возражений не вызывает, несмотря на своё вроде бы архаичное значение. Дело, видимо, в том, что с давних пор прочно утвердилась традиция: непререкаемый авторитет в той или иной сфере деятельности именуется королём: король джаза, король рок-н?ролла, чаще встречается женский вариант: королева красоты, королева экрана, королева подиума и т.?д. И это несмотря на то, что мы понимаем: король или королева – фигура декоративная. В опере или балете, да, в общем, и в жизни тоже, короли восседают на троне, мало что меняя в жизни и участвуя в её процессе весьма пассивно. Короля играет свита, сам он при этом остаётся в тени.
И всё же – да здравствует Король! Само присутствие Королей в нашей жизни – это признак стабильности и порядка, залог того, что всё у нас будет хорошо.
Их коронуют при жизни. Сергей Эйзенштейн (Собака, Водолей) неоднократно признавался лучшим кинорежиссёром, а его фильмы «Броненосец Потёмкин», «Александр Невский» неизменно входят в десятку главных киношедевров.
Юрия Норштейна (Змея, Дева) много раз объявляли лучшим мультипликатором человечества, коронуя за «Сказку сказок» или «Ёжика в тумане».
Нечто подобное и с клоуном Вячеславом Полуниным (Тигр, Близнецы), создавшим «Снежное шоу».
Много лет минуло с тех пор, как умер Виктор Цой (Тигр, Близнецы), но он по-прежнему остаётся королём русского рока. Никто его пока не смог заменить.
Рудольфа Абеля (Кот, Рак) величали королём разведки. Джон Янг (Лошадь, Весы) – объективно лучший астронавт в истории, ему поручались самые сложные полёты, и он всегда блестяще справлялся с ситуацией. Коронован и Билл Гейтс (Коза, Скорпион),?– нет ему равных в компьютерном мире.
Минимальная коммуникация. Если Рыцари всё же вынуждены время от времени покидать свою крепость, чтобы совершить очередной подвиг, если Шуты, хоть иногда, выглядывают через амбразуру, пусть даже для того, чтобы произнести что-то обидное и язвительное, то Короли не нуждаются ни в какой коммуникации с обществом. Настоящие Короли – люди абсолютно самодостаточные, и они имеют в самих себе всё, что нужно им для жизни.
Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в данном положении заключён мощный парадокс. Ведь Король – это всего лишь социальная маска. То есть Короли должны выглядеть самодостаточными, закрытыми и недоступными именно в глазах общественности, а вовсе не быть таковыми на самом деле.
Может быть, самая прекрасная иллюстрация этого парадокса показана в мультфильме «Вовка в тридевятом царстве». Предоставленный сам себе царь в майке и трусах красит забор и напевает песенку… Но при появлении Вовки стремительно прыгает в кресло, надевает корону и принимает важный вид. Так и наши Короли, сами по себе или в узком кругу семьи или близких друзей они, в общем-то, простые и милые люди. Но в общественной деятельности к Королю не подступись… Точнее, подступаться надо, но строго по этикету и с очень большим пиететом. Если же Королю не оказывают должного почтения, он быстро замыкается и тихо-тихо покидает не созревшее для него общество.
Наивно думать, что удалившийся в изгнание Король сильно страдает от одиночества. «Непокрашенных заборов» у Королей много, есть чем заняться. В конце концов, это у Аристократов общение – роскошь, а у Королей роскошь – это как раз одиночество.
Именно предоставленный самому себе, Король оттачивает свою многогранность, свою способность уметь сразу всё и понимать свой предмет максимально точно. Общество заставляет Королей суетиться, а суетиться им нельзя.
Ну, а когда Король выходит в своих занятиях на очередной виток, то не грех и вернуться в общество. Впрочем, как правило, ненадолго.
Ещё лучший вариант, когда Короля, что называется, зовут на царство, бьют челом и слёзно умоляют возглавить какое-либо дело. Короли с радостью помогут людям, ибо, в отличие, скажем, от Шутов, относятся к человечеству, в общем, доброжелательно…
Профессионально пригодны. Кто-то заявил сгоряча, что время одиночек прошло и, мол, теперь властвует коллективное начало. Повсюду – дуэты и трио, капеллы и оркестры, ансамбли и творческие объединения, спортивные команды и конструкторские бюро… В этом направлении и до 1917 года много было сделано, а уж с приходом советской власти коллективизм был «внедрён» во все сферы. Наука делалась коллективно, творчество – под контролем коллектива… Тем более политическая деятельность, где всё подчинялось партийной дисциплине. «Единица – вздор, единица – ноль», провозглашал в те годы Маяковский.
Тем не менее Король, с его тягой к единоличному труду, и теперь в большой цене. Короли – прекрасные боксёры, замечательные автогонщики («Формула?1»), не потерялись в теннисе и даже умудряются кое-что демонстрировать в футболе, игре однозначно коллективной.
Что касается высших творческих достижений, то тут необходимо в первую очередь упомянуть музыку. Как она сочиняется, никто толком до сих пор не объяснил. Существуют, конечно, композиторские факультеты в консерваториях, но ведь невозможно организовать «производство» композиторов.
Формула композиторской гениальности оказалась довольно сложной. Необходим так называемый открытый годовой знак (Крыса, Петух, Кот, Лошадь), либо изгойский знак имиджа (Король, Шут, Рыцарь). Ну, а если оба знака сошлись вместе, то, возможно, родился музыкальный гений, разумеется, при наличии всех прочих данных (слух, фанатичная преданность музыке, жажда творчества и т.?д.)
В любом случае композиторов?Королей очень много, особенно если сравнивать с их участием в живописи, где их фактически нет. Величайшим композитором признан Дмитрий Шостакович (Лошадь, Весы). Лучшим композитором современности считается автор самых успешных мюзиклов Эндрю Ллойд Веббер (Крыса, Овен). Его классический аналог – великий Йозеф Гайдн (Крыса, Овен).
У Козы, знака, прямо скажем, не самого прославленного в музыке, есть великий Ференц Лист (Коза, Скорпион). Аналогичная ситуация с Кабанами, среди которых можно найти, пожалуй, лишь двоих великих, оба – Короли. Речь о Модесте Мусоргском и Морисе Равеле (оба – Кабан, Рыбы).
А ещё положивший на ноты «Фауста» Гёте Шарль Гуно (Тигр, Близнецы).
Можно ли читать то, что пишут Короли. Для писательской профессии Король, видимо, слишком нейтральная фигура. Но если уж писать, то по-королевски. Гёте своего «Фауста» создавал почти 60 лет, зато вместил в него всю мудрость мира. Но так ли много среди наших знакомых людей, зачитывающихся Гёте?
Не оценён у нас по достоинству великий Салтыков?Щедрин (Собака, Водолей). Уважают – да, отдают должное, но читают редко.
Аналогичная ситуация с замечательным Юрием Тыняновым (Лошадь, Весы). Специалисты оценивают его очень высоко, но у массового читателя его великолепная проза успеха не имеет.
Таков, по-видимому, ответ общества на королевское величие: величественную музыку слушать будем, но литературу предпочтём более страстную, близкую обыденному сознанию.
Несколько слов о маршалах победы. Так уж случилось, что в длинном перечне величайших полководцев?победителей во Второй мировой войне особенно выделились три имени: Георгий Жуков, Константин Рокоссовский и Иван Конев. Никто не станет отрицать их реальных заслуг, но не исключено, что особая слава выпала им ещё и потому, что все трое – Короли. Первый и второй – Обезьяны, Стрельцы, а третий – Петух, Козерог.
Король во власти. Стиль властвования Королей уникален. Короли не суетливы, доброжелательны и просты, но в то же время грандиозны. Они почти не раздают указаний, не произносят речей и не шумят, но подчинённые работают всё лучше и всюду водворяется порядок и наступает благоденствие. От Королей исходит мощная волна силы и уверенности, и народ эту волну улавливает. Народ, который управляется человеком с имиджем Короля, намного сильнее, чем при любом другом правителе.
Два самых замечательных примера из мировой истории – это Август Октавиан (Лошадь, Весы) и Елизавета Тюдор (Змея, Дева). Ни в каком другом случае ни один другой народ не приближался к мировому господству так близко, как при их правлении. Рим при Августе контролировал практически весь Античный мир. Англия при Елизавете стала «владычицей морей» и фактически начала осуществлять полный контроль океана, торговых путей, да и всей мировой торговли. Кстати, о времени царствования: Август был у власти 40 лет, Елизавета – 48.
СССР был близок к данной ситуации, но Юрий Андропов (Тигр, Близнецы) пришёл к власти уже старым и больным. И всё же старшее поколение хорошо помнит, как всё при нём пришло в движение, все встряхнулись и взбодрились. Но срок правления Андропова оказался катастрофически коротким.
Сейчас в России ситуация парадоксальнейшая: началось массовое выдвижение Королей на руководящие должности. Это вроде бы странно, ведь Короли не занимаются «деланием» карьеры, они являются буквально из ниоткуда, сразу же поднимаясь на самый верх. Так Александр Бастрыкин (Змея, Дева) «вдруг» возглавил Следственный Комитет, которого, кстати, в самостоятельном виде до Бастрыкина и не было. Академию наук возглавил Владимир Фортов (Собака, Водолей), а Большой театр – Владимир Урин (Кабан, Рыбы). Да, собственно, второе лицо государства и лидер так называемой партии власти также Король – Дмитрий Медведев (Змея, Дева).
Образы Короля в кино. В российском кинематографе под этот имидж ещё не наработаны стереотипы. А вот на Западе – это один из самых востребованных в кино имиджевых знаков. Особенно, если речь идёт о женщинах.
Мерилин Монро (Тигр, Близнецы) – звезда на все времена, «королева экрана», породившая целый культ. Аналогичная ситуация с Гретой Гарбо (Змея, Дева), которая покинула кино в 36 лет на гребне славы, но ей продолжали поклоняться так фанатично, что можно было говорить о настоящей гарбомании.
В Европе высших почестей добилась француженка Катрин Денёв (Коза, Скорпион). В аналогичной ситуации, но уже в Америке,?– Глен Клоуз (Кабан, Рыбы) и Джулия Робертс (Коза, Скорпион)
Среди мужчин-Королей самые популярные и признанные – Джордж Клуни, Джек Николсон, Гэри Купер (все – Бык, Телец), Марлон Брандо (Крыса, Овен).
Можно, впрочем, назвать и несколько отечественных имён. Это Ростислав Плятт (Обезьяна, Стрелец), великолепно сыгравший в «Визите к Минотавру» своего полного гороскопического аналога Николо Амати. Это Сергей Юрский (Кабан, Рыбы), по-королевски сыгравший Остапа Бендера в «Золотом телёнке». Его Остап не мельтешит и не суетится, но и не напускает на себя лишнего форса, в нём сила и авторитет, которые очевидны.
Один из лучших фильмов про войну – «На всю оставшуюся жизнь», снятый великим театральным режиссёром Петром Фоменко, призван был продемонстрировать силу духа нашего народа, его спокойную уверенность в своей неизбежной победе. И режиссёр на три главные роли пригласил трёх Королей (Алексей Эйбоженко, Эрнст Романов, Михаил Данилов), которые сыграли тихих и скромных людей, излучающих невероятную силу и покой на фоне огня и смерти.
Продолжение в № 12 2013г. Вектор
|