Григорий Кваша, интервью Екатерины Головиной
Вечерняя Москва, 15 февраля 2017 года
Историческая дюжина
ПО ЗАКОНУ
Свой нестандартный взгляд на предмет он изложил еще в конце 1980-х, начав выстраивать пирамиду теории так, как это принято в точных дисциплинах, - с маленьких фактов и мелких закономерностей.
- Я начал с того, что знали в СССР абсолютно все, - рассказывает Кваша. - 1905 год (революция) - 1917 (революция) -1929 (год большого перелома) - 1941-й (начало ВОВ) - 1953-й (смерть Сталина). Ряд можно продолжить: 1965-1977 (экономические реформы Косыгина), 1989-й (распад соцлагеря)...
Между датами - разница в 12 лет. А еще был 1881-й, убийство Александра II, принципиальнейший перелом в жизни России, который многие историки проморгали. Именно благодаря событиям 1881 года начала накапливаться та гигантская энергия, которая взорвалась ровно через 36 лет (тоже число, кратное 12) - в 1917-м. Оттолкнувшись от этого, явно судьбоносного для страны, ряда, Кваша начал искать подобные цепочки дат по всему миру и вскоре обнаружил, что в земной истории можно насчитать как минимум 20 изолированных циклов по 144 (12х12) года каждый, которые оказались поворотными для истории человечества.
Дальше теория стремительно развивалась, и постепенно начала проясняться поразительная вещь: история существует по жестким законам, не имеющим ничего общего с известной нам со школьной скамьи лесенкой "рабовладение - феодализм - капитализм - социализм - коммунизм".
- До Галилея и Ньютона людям невозможно было представить, как в пустом пространстве висят небесные тела. Они же ни к чему не прикреплены, - объясняет Кваша. - Однако они висят - благодаря точному и довольно простому закону. И ему наплевать, что мы до поры не можем его осознать.
Так же и с историей. Нам очень трудно представить, что в нашей (такой человеческой!) истории действуют жесткие, а порой и неотвратимые законы. И еще сложнее понять, что у государства может идти своя эволюция, отдельная от жизни народа, его населяющего. Но ведь даже муж и жена - это не два человека, а единица, семья. И ее интересы то и дело могут не совпадать с интересами как мужа, так и жены. Что уж говорить о государстве - совокупности миллионов людей?
ИМПЕРИЯ - ЭТО ПРО НАС
Стоит новая наука на трех китах - понятиях о мире Востока, мире Запада и мире Империи. И если существование первых двух признано огромным количеством ученых, то третье в трактовке Кваши не имеет ничего общего со стандартным определением империи.
- Это понятие не географическое, а скорее временное, взятое лишь потому, что большинство государств, у которых включался этот ритм, в итоге превращались в огромные империи. Ритм всегда длится 144 года и включается как вспышка - внезапно, без видимых причин, и, как многим кажется, проходит бесследно. На самом деле этот цикл приводит государство в совершенно новое состояние, а прохождение им 4 таких циклов вообще порождает новую модель реальности. На сегодня 4 имперских цикла удалось пройти евреям и англичанам. Первые приучили мир смиряться и молиться, жить с одной женой, а главное - убедили людей в том, что они единое человечество ("нет ни эллина, ни иудея"). Этот уклад просуществовал почти 2000 лет. А потом его "взорвала" Англия, и возник совершенно новый мир - с промышленниками, могучими банкирами, второстепенной ролью церкви, наукой,техникой...
По Кваше, главное отличие государств Запада и Востока от государства Империи - это наличие народа-идеолога:
-У стран Запада народ - политик, тот, кто защищает свои права и выполняет свои обязанности. Он всегда четко знает, что если пойдет воевать, то ему полагается жалованье, ложка, теплый туалет, сапоги, что-то еще. Эти люди не будут грудью закрывать амбразуру, пикировать по смертельной дуге на вражеский самолет, совершать другие нерациональные поступки - они воюют из других соображений. На Востоке народ - коммерсант, готовый ради прибыли тетю родную продать. А вот в Империи он - идеолог, непобедимая общность людей, которая сражается за идею.
Например, Гитлер, когда напал на СССР, считал, что это такое слабое государство, которое все быстро предадут, население начнет массово сдаваться в плен, и победа будет молниеносной. И даже не представлял, насколько колоссальный идеологический ресурс есть у нашего народа... Как ни трудно догадаться, Империя - это про нас.
Россия, утверждает Кваша, пережила уже три имперских цикла (в 909-1053, 1353-1497 и 1653-1797 годах) и сейчас находится в четвертом, завершающем (1881-2025), в ходе которого нам предстоит наполнить старый "английский" уклад новым смыслом. - В этом укладе все замечательно, - говорит историк, - летают самолеты, плывут ледоколы, у каждого - по мобильному телефону, но в погоне за благами науки и технологии мы потеряли смысл бытия, и Россия его вернет. Прелесть имперских циклов в том, что в это время все государства просто существуют, и лишь Империя пытается что-то переосмыслить, понять и выяснить, как же на самом деле нужно жить. Вы посмотрите: главная претензия США к нам состоит сейчас в том, что мы нарушаем миропорядок. Ну да, мы его нарушаем, потому что этот порядок себя изжил.
ПРОЦЕСС ЗАПУЩЕН
- Что же будет с Родиной и с нами, идущими имперским маршем? - В России начался так называемый идеологический период, следствием которого будут большой национальный подъем и победы. В этом витке обычно возвращается внимание к ученым, преподавателям, медикам. Причем с 2017 года к этому делу начнут подтягивать бизнес. Либо поднажмут, либо бизнес сам догадается, что нужно заняться идеологией - спонсировать театры, образование и т. д. И все это будет происходить на фоне крайнего обострения между США и Китаем, пик которого придется на 2021-2022 годы. Как ни парадоксально, нам с Америкой делить нечего.
Украина, Сирия - это все надуманно, реально конфликтных тем нет. А у Китая с США гигантский конфликт: первый производит, вторые потребляют, и если США перестанут потреблять (Трамп уже призывает ограничить экономические связи с КНР), Китай просто лопнет. У них ведь гигантское перепроизводство всего - товаров, стали, чего угодно. И свернуть все это - все равно что кипящую кастрюлю мгновенно охладить. Невозможно. А еще ведь есть триллионы долларов, вложенных КНР в гособлигации США.
Если Китай потребует их вернуть, конфликта не избежать. У России же будет довольно странная задача. Да, мы игрок № 1, но игрок очень маленький.
Площадь у нас большая, но задействована она несильно, населения мало, ВВП маленький, поэтому наша задача - лавировать между США и Китаем, дожидаясь, когда они лопнут. И когда все произойдет (не позже 2025-го, но скорее всего, в районе 2021-го), вот тогда и выяснится, что мы не так малы, как это казалось. США останутся в тех же географических границах, но перестанут лезть во все мировые дела. Америка просто станет государством, расположенным между Канадой и Мексикой. И еще неизвестно, кто там будет сильнее - США или Мексика.
- А после 2025 года на арену истории заступит другая Империя? - Нет. После разгрома США и Китая ресурсов для создания империй у человечества уже не останется. Там будет новая эпоха без противостояний, эпоха реальной не экономики даже, а экономии: неолиберальная идея о том, что нужен постоянный рост производства любой ценой, уйдет, так как всем станет понятно, что при заканчивающихся ресурсах он невозможен.
Человечество немножко увлеклось гонками. Военные гонки, космическая... Можно с комфортом жить на Земле, просто надо обустроить планету. Вот этим мы и займемся.
- А как будет развиваться Москва? - Совершенно понятно, что Москва сейчас - это всего-навсего столица Империи, то есть место сбора всех.
Империю всегда можно отличить от других государств по гипертрофированной роли столицы. Такими были в свое время Лондон, Рим, Константинополь. А вот во Франции, несмотря на всю привлекательность Парижа, другие города никогда не теряли своего лица, у каждого было свое предназначение.
Думаю, после 2029-го Москва просто перестанет быть портом пяти морей и начнет активно разъезжаться.
Кто-то уедет в Сочи, кто-то в Сургут, кто-то в Минск... Ведь совершенно понятно, что всю страну невозможно собрать в одном месте.
Это нелепо. И процесс расцентровки уже запущен. Кремль, в котором в свое время просто жили и Ленин, и Троцкий, и Сталин (не говоря уж о Рюриковичах и первых Романовых), давно потерял эту свою роль.
Но, думаю, две функции, которые Москва вряд ли уступит, останутся. Это роль главного города учебных заведений и роль театральной столицы.
|