Григорий Кваша
«Наука и религия» № 9, сентябрь 2018 г.
Экономика. Окно возможностей
В последнее время небывало поднялся престиж т. н. экономической науки, Высшая школа экономики ныне чуть ли не самый престижный вуз в России, экономисты всюду, они - главные. Это безусловно ошибка, экономика как наука не состоялась. Вихревое кружение доктрин, идей, мнений, но не более того... Ожесточение оппонентов достигает невероятного накала. Пожалуй, всего две идеи кажутся бесспорными. Первая - необходимость экономических реформ. Вторая - необходимость стабильных и прозрачных правил. Спорить здесь не о чём, но эти идеи беспрерывно раскалывают сообщество экономистов на две половины. Назовём их условно: ретрограды и реформаторы. Первые утверждают,что ничего не надо менять, мол механизм работает и слава богу, а начнём реформировать и всё рухнет. Реформаторы запугивают застоем, отставанием от остального мира, и опять, как ни странно, крушением, видимо от ветхости.
На самом деле никакого фундаментального противоречия между теми и другими нет, - просто нужно реформы чередовать со стабильными временами. Утверждение настолько очевидное, что с этим согласятся все, и реформаторы и ретрограды. Гораздо труднее убедить экономистов в том, что реформа хороша только своевременная (та самая ложка к обеду). Реформа же, проведённая не вовремя, бесполезна и даже опасна. Ещё сложнее убедить экономистов в том, что у каждого государства свой ритм и нелепо требовать, чтобы весь мир реформировался одномоментно. А всё оттого, что экономисты не умеют вычислять государственные ритмы. Маскируя свою беспомощность, они пытаются вычислять общемировые экономические ритмы. Но это путь не годный, что-то вроде средней температуры по больнице...
Экономистам просто необходимо стать главными заказчиками науки изучающей государственные ритмы. Именно им в первую очередь надо знать, когда для страны открываются т. н. окна возможностей, то есть наступают периоды, в которых реформы плодотворны. У большинства государств такие окна открываются только на 12 лет и закрываются потом на 24 года. Причём у большинства стран расписание своё, индивидуальное. Какое? Знает юная наука - Теоретическая история.
Напомню некоторые её положения. Идеологические периоды склоняют к консолидации, Политические периоды к расколу (сепарации), а вот во время Экономических периодов не надо ни объединяться, ни раскалываться, надо лишь обмениваться. Ведь обмен - это основа любой экономики. Торговля, установление истинного эквивалента между ресурсами, энергией, рабочей силой, интеллектуальными достижениями и т. д. Создание максимально благоприятной среды для всех видов обмена - это и есть основа любой экономики, её смысл. Экономике противопоказана монополия (столь благотворная для идеологии), но также ей очень вредят бесконечный отсев и отбор (столь благотворные в политике).
Те, кто разобрался с Идеологическими и Политическими периодами легко начертят схему для трёх исторических миров - Запада, Империи и Востока. На Западе Экономические периоды открывают фазу (36-летие) и формируют элиту (реальную власть), в Империи в Экономические периоды (середина фазы) максимально активизируются авантюристы, маргиналы, люди не желающие встраиваться в общество. На Востоке Экономический период фазу замыкает и, стало быть, характеризуется подъемом народа.
Что даст нам описание Экономических периодов в разных странах и в разное время? Убежденность в реальности окон возможностей и подтверждение сказочной удачи тех реформ, которые были осуществлены во времена, когда эти окна были открыты.
1.
Начинаем с Империи и разумеется с текущего 144-летнего российского цикла (1881-2025). Главное при этом - не переоценивать значимость имперской экономики как равноправной стихии. Это на Западе экономика - дело элитарное, а на Востоке - народное, в Империи экономика - это замученная, загнанная служанка, своеобразная Золушка, тень своих блестящих сестёр - Идеологии и Политики. Всё вроде бы держится на ней, но сама она уже не в силах держаться. В то время как её сёстры-красавицы всё больше по балам, да по фуршетам...
1893-1905
1929-1941
1965-1977
2001-2013
|
В Политическом периоде (1881-1893) количество фабрик в России упало в полтора раза, с 30 тысяч, до чуть более 20 тысяч. Зато за следующие 3 года (1893-1896) выросло почти вдвое. Витте вводит монополию на алкоголь (1894), что повышает доходы государства за 6 лет (1896-1902) в 16 раз! Вот, собственно и вся реформа. Он обесценивает рубль вдвое (против французского франка), все ждут народного бунта... Но бунта нет! За несколько первых лет Экономического периода (1893-1905) Россия стала самой крупной в Европе. Чудо! Впрочем, ближе к концу периода (1900-1903) кризис всё же грянул. Но привнесенный извне... Отсюда вывод: от мира надо отгораживаться.
Отгородились... в 1917 году. В 1929 году пришло время Экономического периода. Принят первый пятилетний план, в ноябре 1929 года Иосиф Сталин публикует статью "Год Великого перелома". Началась грандиозная модернизация. Что на что разменяли в грядущие 12 лет, хорошо известно. Крестьянство на рабочий класс, сытую жизнь (в потенциале) на военную индустрию. Конечно такой размен за просто так не произведешь, крестьян лишили всех стимулов пребывания на земле и фактически загнали на стройки, на фабрики и заводы. Несмотря на репрессивный характер реформы, резко увеличилось благосостояние (двукратный рост с 1932 по 1937 годы), взрывной рост населения. Годами Великого перелома принято считать две первых Пятилетки (1928-1937), что весьма точно соответствуют принятому в Теоретической истории Экономическому периоду (1929-1941). Но главное, конечно же, что крестьянская Россия успела к великой индустриальной войне, в которой пришлось биться с промышленностью всей Европы.
Самая знаменитая экономическая реформа, которую у нас привычно величают Косыгинской, прошла с 1965 по 1970 годы. В рамках теории Экономический период прошёл именно с 1965 по 1977 год. На Западе, кстати, реформу почему-то называют реформой Либермана. Они считают, что основные положения реформы были изложены в статье харьковского профессора Евсея Либермана "План, прибыль, премия", которую тот опубликовал в газете "Правда" еще в 1962 году. Несколько лет (1962-1964) дискутировали и наконец решились... Поменяли абсолютную вертикаль управления на нечто промежуточное. Кроме того, открыли максимально возможно "форточки" в мир. В частности контракт по поставке газа, сорвавшийся в 1963 году, был реализован в 1970 году. Его называли "сделкой века", обменяли газ на трубы. Вот вам и вся экономика: обменивайтесь и процветайте.
И наконец, важнейшая для нас реформа, которую можно назвать именем Путина, должна была пройти с 2001 по 2013 год. Именно в эти годы было остановлено падение нашей экономики и начался сказочный рост. Некоторый спад в 2008 году был связан с внешними причинами, что точно коррелирует со спадом 1900 года. Очевиден план, реализованный Путиным: облегчить жизнь всем отраслям, кроме сырьевых секторов, которые отныне и должны были содержать население страны. Та самая "бензоколонка" Маккейна... Захватившие сырьевой сектор олигархи были взяты под жёсткий контроль.
Теперь немного оторвемся от современности и посмотреть как работали законы экономики в те времена, когда ещё не было учёных-экономистов. Для этого обратимся к циклу Третьей России (1653-1797), её второй фазе (1689-1725), которую все мы привычно называем временем Петра Великого.
Петр Первый, в своё знаменитое "Великое посольство" отправился в конце Политического периода (1689-1701), именно тогда он сумел присмотреться к промышленным и экономическим достижениям Европы. Так что после подавления Стрелецкого бунта (1699) он как раз и взялся за экономику. А для этого нужно было прорубить то самое "окно в Европу" (через которое пойдёт обмен). Собственно само "окно" - Санкт-Петербург - был заложен в 1703 году. В Экономическом периоде (1701-1713) и свершилась петровская модернизация.
2.
Мы выросли под песни про Японское "экономическое чудо". Сколько тогда было восторгов. В 1973 году это чудо закончилось (объясняют этот обрыв нефтяным кризисом). А вот про начало "чуда" и собственно экономическую реформу пишут не так внятно и подробно. В каком именно году Япония, не имеющая своей науки, принялась массово скупать иностранные технологии? В любом случае Экономический период (1961-1973) второй фазы стал триумфальным для Японской экономики, в год она прибавляла по 15 процентов. Напомню, кстати, что вторая фаза Востока сопровождается т.н. экономическим закабалением: в Японии тогда благодаря кланово-профессиональной солидарности было создано по сути государство-корпорация - без реальной конкуренции и свободы предпринимательства.
Самая знаменитая экономическая реформа Китая - та, которую в 1978 году, в первой половине Экономического периода (1973-1985), начал Дэн Сяопин. Её иногда называют "китайским чудом". Тогда требовалось спасать погибающую китайскую экономику, искалеченную т.н. Большим скачком (1958-1960), проведённым, как легко догадаться, в самом конце Идеологического периода (1949-1961). Вот уж воистину - всему своё время! Никакого особенного плана у Дэн Сяопина не было, шли на ощупь - как он выразился, "переходя реку, ощупываем камни". Первый этап его реформы прошёл с 1978 по 1984 годы. Появилась частная собственность, зародилось общество потребления, открылись двери во внешний мир...
3.
Россию постоянно упрекают в том, что она не Запад. В основном это так. Но была же попытка перейти на ритм Запада в 1801 году. Стало быть, вторая фаза (1837-1873) требовала экономической реформы в интервале от 1837 до 1849. Реформа Егора Канкрина прошла с 1839 по 1843 год, и эти даты стоит признать оптимальными. Канкрин сумел сделать бюджет бездефицитным, проявляя большую осторожность в использовании государственного кредита и установлении новых налогов, опираясь главным образом на бережливость и экономию в государственных расходах и способствуя развитию отечественной промышленности таможенной политикой протекционизма.
Переходя к классическому сквозному Западу, надо вспомнить о главном парадоксе этого ритма. В начале фазы полагается брать власть, отстранять от управления стариков и мостить дорогу новым людям. Но на Западе втихаря, за спиной революции, с её пафосом и высокими лозунгами, происходит экономическая реформа, некий тихий передел... Нам, людям Империи, трудно понять как это совмещается, но это так. Получается как бы "два в одном".
Главный пример - это Великая Французская революция (1789): кровь льётся рекой, казни, массовые убийства... До экономики ли тут? Но в том-то и фокус, что под прикрытием то ли политических, то ли идеологических лозунгов, очень быстро и очень ловко удалось перевернуть с ног на голову (или с головы на ноги?) всю экономическую структуру Франции. Землю отнятую у аристократии, Церкви и короля практически мгновенно раскупила буржуазия. Свобода торговли, отмена всевозможных монополий, ликвидация внутренних таможен... Уже к 1793 году была полностью ликвидирована крупная феодальная собственность. Власть буржуазии из фрагментарной стала абсолютной.
Похожая ситуация в США в самом, пожалуй, роковом и знаменитом эпизоде их истории. Гражданская война (1861-1865) началась как раз в начале Экономического периода (1861-1873) четвёртой фазы. У нас, например, гражданская война привела к нищете и разрухе, а у них начался т.н. Позолоченный век, промышленность развивалась безумными темпами, "бароны-разбойники" (Морган, Вандербильт, Рокфеллер и др.) сколотили тогда свои гигантские состояния. Такова специфика Запада.
Аналогичная история с Бразилией времен Коста-и-Силва, который запомнился как один из самых репрессивных диктаторов за всю историю Бразилии. Но при этом в стране начался пятилетний период "экономического чуда" (1968-1973), рост экономики составлял 11-12 процентов в год. И никакие массовые волнения и демонстрации протеста (подавленные "батальонами смерти"), а также роспуск Конгресса и отмена Конституции, не помешали. Легко посчитать, что в Бразилии, идущей американским ритмом шёл Экономический период (1969-1981) третьей фазы.
Аналогичная история в начале четвёртой фазы (1981-2017) в Турции. Военный переворот 1980 года, полмиллиона арестованных, полтысячи казненных, два миллиона внесенных в "чёрные списки"... Жуть, тьма, катастрофа! Но именно в этот момент начинается грандиозная экономическая реформа Тургута Озала. Перед переворотом экономика была на грани коллапса, деньги обесценились на три порядка, была полномасштабная безработица и хронический дефицит внешней торговли. За три года (1980-1982) экономика Турции восстала из мёртвых и взлетела на небывалую высоту. С 1983 года Озал продолжил реформу уже в качестве премьер-министра.
Ещё один парадокс: подчас экономические успехи приписываются следующему за Экономическим Идеологическому периоду, особенно, если в это время осуществляется внешняя экспансия. Так родился миф о якобы удачных экономических решениях Гитлера, вытащившего страну из кризиса. На самом деле всё решилось в "золотые двадцатые", как раз в Экономическом периоде (1921-1933). Ввели в 1923 году рентную марку, а в 1924-м году рейхсмарку, и всё как-то очень быстро наладилось. Объём промышленной продукции, составлявший в 1923 году 55 процентов уровня 1913 года, к 1927 году возрос до 122 процентов. Гитлер же привел экономику на грань краха и спасал её исключительно захватом континентальной экономики. (Нечто похожее делают современные США, но уже в мировом масштабе.)
Самые удачные в мировой истории экономические преобразования происходили в США в 1933 году. А почему? Да потому что была взята идеальная координата, реформы начались с разбегу в первый же год Экономического периода. "Новый курс" Франклина Делано Рузвельта, его "Сто дней", воскресили умершую экономику США. Наиболее драматичные и экстренные меры (например, закрытие всех банков, конфискация золота, девальвация доллара) были предприняты сразу же. Но в целом реформа длилась весь первый срок правления Рузвельта (1933-1936). В 1937 году грянул кризис, курс пришлось корректировать. А потом случилась Вторая мировая война, по итогам которой США стали ведущей экономической державой мира.
Историки слишком любят прошлое и мало интересуются современностью, а потому лидерство в интерпретации самых свежих общественных явлений захватывают другие специалисты, в первую очередь всё те же экономисты. И особое внимание уделяется всевозможным экономическим "чудесам". Это очень выгодно, ибо под очередное "экономическое чудо" можно легко "продать" новый рецепт всеобщего благоденствия. Увы, ритмы у всех стран разные и экспорт реформ практически всегда проваливается.
В Западной Германии в Экономическом периоде (1957-1969) было очевидное "экономическое чудо", к 1962 году ВВП страны утроился. Среднегодовые темпы роста составляли 9,2 процента. Небольшой кризис прошёл только в самом конце периода (1966-1967).
Знаменитая ныне реформа Лешека Бальцеровича совершилась в Польше в 90-х годах. Выход страны из социалистического лагеря совпал у неё с Экономическим периодом (1993-2005), у других же соцстран были иные ритмы. Такой же точно ритм был у Украины, но её руководители не сочли нужным что-то преобразовывать, поскольку досталось богатое наследство после распада СССР. Начиная с 1991 и до 2000 года шло безостановочное падение ВВП, самое катастрофическое (минус 23 процента) наблюдалось в 1994 году. Блестящий шанс был безвозвратно утерян. Окно возможностей закрылось, теперь надо ждать 2029 года.
А кто в мире не восхищался в своё время реформами Маргарет Тэтчер? Как решительно она боролась с профсоюзами, закрывала шахты и возрождала величие британской экономики... Теперь выяснилось, что это был чуть ли не дебют идей неолиберализма. Нас же интересует другое: не был ли связан успех реформ Тэтчер с удивительно точным соответствием календарю Теоретической истории? В самом деле: Экономический период Великобритании - это интервал (1981-1993). Маргарет Тэтчер пришла к власти в мае 1979 года. Первые два года её правления (они завершают Политический период) реформа приносила ужасающие результаты, "железную леди" даже уговаривали отступиться и повернуть назад. Но она выдержала давление, и уже с 1981 года всё пошло как надо. Легко догадаться, что 36 лет спустя (2017), наступает пора для новых экономических реформ ("брексит" просто требует этого).
Совсем иная ситуация у США. Превратившись в мировую державу, страна потеряла свой индивидуальный ритм. Вместо полноценной реформы в Экономическом периоде (1969-1981) Ричард Никсон (президент в 1969-1974 годах) в 1971 году просто перестал поддерживать золотое обеспечение доллара, свалив свои проблемы на остальное человечество. Реальная реформа началась в самом конце периода, "на флажке"... Реформа Пола Волкера (1979) случилась с опозданием на целых 10 (!) лет... Та самая рейганомика началась вовсе не при Рейгане (1981-1989), а на два года раньше, а именно в 1979 году. Положение США на тот момент было критическим: революция в Иране, взлёт цен на нефть, обесценивание доллара, двузначная инфляция... Надо было спасать американскую финансовую пирамиду, строительство которой шло без перерыва с 1944 года. Назначенный спасителем доллара Пол Волкер творил чудеса: ставка ФРС была поднята до 20 процентов, фактически отменен денежно-кредитный контроль, ликвидирована ссудно-сберегательная отрасль... Шоковая терапия "доктора" Волкера взвинтила безработицу и заложила основы грядущего ипотечного кризиса, но именно она спасла доллар и сохранила лидерство США в мировой экономике ещё на 36 лет.
В Экономическом периоде (2005-2017) у США был шанс вернуться к своему персональному ритму, для этого нужно было "ответить" на жесточайший ипотечный кризис 2008 года, провести грандиозную банковскую реформу. Но США вновь поступили малодушно, "замели крошки под ковёр", не допустили массового разорения банков, возложив все последствия на миллионы простых людей, а также на ни в чём не повинные страны Европы (Исландия, Греция и др.)
В 2017 году окно возможностей закрылось, крушение американской экономики стало неизбежным, ничего исправить уже нельзя. Возможно, президент США Трамп понял это (или почувствовал) и решил перед банкротством вернуть в страну хоть какие-то реальные активы. Ведь страна, много лет торгующая бумагой (доллары, облигации, акции) в момент их обесценивания сделается нищей. Поразительно, но в качестве врагов этой спасительной полумеры выступили именно экономисты. Тысяча американских экономистов (в том числе 18 нобелевских лауреатов) написали Трампу слёзное письмо, умоляя не проводить реформу: мол, всё, что было нажито непосильным обманом за 36 лет неолиберализма, пропадёт... Но пропадёт оно в любом случае. А Трамп желает хоть что-то сохранить. Как Россия во времена постперестроечного краха, потеряв десятки отраслей производства, сохранила, например, ядерную энергетику.
Второй, а может уже первый, мировой экономический игрок - Китай - ещё имеет иллюзорные шансы что-то поменять, ведь у него Экономический период (2009-2021) пока не завершился. Нужно поднять внутренний рынок (пока не получается), нужно сокращать производство (а оно всё растёт и растёт), нужно заняться экологией (но это дорого), нужно "отцепиться" от летящей в пропасть экономики США (но времени всё меньше и шансов на цивилизованный развод почти не осталось).
Таким образом до мировой экономической катастрофы остаются считанные годы, а может быть, и месяцы. Чем это грозит миру? Великобритания вывернется, у неё как раз экономическое окно возможностей и есть время "развернуться". А вот Россия очень сильно рванёт вперёд. Почему? Потому что в "бумажной" мировой экономике, созданной сорок лет назад Великобританией и США, российский сектор самый небольшой. У нас есть всё: земля, вода, энергия, квалифицированные рабочие, мощнейшие образование, техника и наука. При этом почти ничего не переведено в бумаги, всё в натуральном виде. И это прекрасно!
|