Алексей Осипенков
xsp.ru/sh/ 28 декабря 2020 г.
Абхазия - 1733
Книги всякие нужны, книги всякие важны. Лично для меня хорошие книги это те, которые легко читать. И абсолютно не важно, что это стихи Александра Блока, романы Виктора Пелевина или детские стихи Хармса... Если книга интересная, то она легко читается и, соответственно, приковывает внимание.
Были книги и про гороскопы. Гороскопов оказалось много: друидов, кельтов, цветочный. авестийский и т.д. И все они с разными характеристиками для одного человека. Как можно пойти одновременно на юг и на север - непонятно, всё это вызывало путаницу.
В год моего 12 летия впервые прочёл статью Григория Кваши. Статья была написана как-то странно, там были какие-то цифры и какой-то странный прогноз для всей страны и для всего мира. Звучала странная мысль, что один год подобен другому, по-моему, там уподоблялись 1924 и 1996 годы.
Я ничего не понял в том тексте, видимо абстрактного мышления не хватило,12 лет всё-таки было, но до конца дочитал. Уже будучи 19-летним человеком, прочитал статью, в которой говорилось про то, что Москва - центр притяжения всего мира. Потом попалась на глаза книга "Принципы истории".
То, что в книге есть здравый смысл, стало понятно с первых страниц, ибо говорилось о всем известной последовательности дат российской истории: 1905-1917-1929-1941-1953.
Удивительным показалось сравнение трёх харизматиков: Петра I, Ивана Грозного и Иосифа Сталина. Любой школьник знает, что эти три исторических персонажа, мягко говоря, отличались вздорным характером. Оказалось, что они очень хорошо подходят для т. н. вторых фаз, в которых приходится ломать старый мир.
Другая череда дат - это високосные годы: 1912 - гибель Титаника, 1944 - переселение народов, 1968 - гибель Гагарина... И много других событий, для которых нет нормального объяснения. Позже сюда добавились 2000 - Курск, 2020 - коронавирус.
Больше всего воображение поразила т.н. Обратная логика. Если возможно, что вслед за Летом приходит ранняя Весна, то наверняка может быть ещё много чего странного и парадоксального в этом мире.
Оказалось, что Россия, как и Иран, - Империя, и все действия, совершаемые в мире, идут к её пользе. И действительно, в мире сейчас неспокойно, Европу заполонили мигранты, по окраинам прокатилась волна "цветных революций", а у нас всё спокойно. Помню, как 2010 году, по телевизору рассказывали, что прошла какая-то манифестация против Путина и Медведева. Вот, мягко говоря, не современные люди, подумал я, не знают, что Россия - Империя и Медведев или Путин простоят до 2025 года.
Империями всё не ограничивается, есть ещё Запад, в котором нам всем предстоит жить. А ещё Восток - прошлое мира. С момента создания человечества до примерно VII-IX веков, когда стали появляться государства со сквозным ритмом Запада, был практически один Восток. Скорее всего, этим ритмом жили национальные республики до вхождения в состав России.
Интерес к ритмической координате Абхазии возник на пустом месте. Я не вижу объективных причин, по которым меня могла бы заинтересовать это непризнанное государство, нет. Оказалось, что они приняли христианство в VI веке, при византийском императоре Юстиниане. Византийцы тогда всем подчинённым народам навязывали свою религию.
Я согласен с выводами Теоретической истории, что ритм Востока уходит. Но означает ли это, что он уходит из научных исследований? Григорий Кваша считает, что одной из главных проблем человечества в будущем станет перевод оставшихся государств ритма Востока (Корея, Китай, Вьетнам) на Западный ритм.
Дело в том, что при росте населения, такого количества коммерсантов, которое генерируют ритм Востока, человечество не переварит. Мы уже столкнулась с переизбытком восточных коммерсантов, и это неизбежно приведёт к большому количеству конфликтов. Каждый китаец (вьетнамец, кореец и пр.) у себя на заднем дворе со спокойной душой может собирать из разных частей компьютеры и другую технику. А потом продавать по цене ниже среднерыночной. Есть мнение некоторых знающих людей, что только человек Востока может отличить самопальную технику (а также, еду, одежду и проч.) от сделанной на фабрике.
Поиск цикла начинается с поиска второй фазы, в которой правят т. н. харизматики, возглавляющие закрепощение народа по народной стихии. В восточном ритме такой стихией является коммерция.
Также в третьих периодах третьих фаз Востока происходит максимальное ослабление власти, для которого вполне подошло бы название "смутное время". Например русская смута (1601-1613) так и называлась. Именно в те годы существовала реальная угроза исчезновения России с политической карты. Зная всё это, я решил попробовать найти, харизматика внутри истории Абхазии или хотя-бы разглядеть в ней т. н. Смутное время.
Согласуясь с наиболее понятной нам русской историей требовалось найти абхазского аналога Ивана Грозного или Александра Невского. Восточный харизматик должен быть молод, и выдвинуть в своё правление некую мощную национальную идею. Александр Невский, например, не принял послов от папы римского, из-за того, что пришлось бы менять веру. А Орда в идеологическом плане была не опасна, она только дань требовала. Народное тело в Восточных циклах представлено коммерсантами, т.е. циклы Востока дают любое количество коммерсантов. Где коммерсант там и деньги. Закрепощение времён Невского имело своей целью собирать деньги для выплаты дани. В том же ряду Иван Грозный, который проводил закрепощение при помощи опричнины в свою вторую фазу (1541-1577). А ещё Владимир Мономах - Великий князь киевский (1113-1125). Его правление признается последним периодом усиления Киевской Руси. Таким образом, надо искать моменты усиления страны.
Предлагается к рассмотрению Восточный цикл Абхазии (1733-1877). Соответственно, первая фаза (1733-1769), вторая фаза (1769-1805), третья фаза (1805-1841), неоконченная (фактически до 1864) четвёртая фаза (1841-1877).
Источников информации крайне мало, изучение абхазской истории затруднено, во многом из-за того, что во время Грузино-абхазского конфликта сгорел главный архив, в котором погибли многие ценные источники.
В качестве харизматика выдвигается некто Келешбей (1747-1808). Некоторые источники утверждают, что он в начале 1750-х годов был насильно вывезен в Турцию вместе со своим дядей и отцом и там насильно обращён в ислам. Другие источники утверждают, что он родился уже в Стамбуле. Как бы там ни было исповедовал он ислам, но руководить ему пришлось страной, где более 90% жителей были христианами, которые, неоднократно отстаивали свою веру от насильно насаждаемого турками ислама. Он не только не навязывал ислам абхазам, но более того намеревался сделать Абхазию независимой от кого-либо, в идеологические предпочтения народа он не вмешивался. В этом и заключается главная идея данного исторического персонажа. Суть политики сводилась к лавированию между интересами исламской Турции и православной России.
Думается, что Келешбей в Стамбуле, поскольку по знаку он, скорее всего, Кот и, как мы знаем, из рубрики "Охота к перемене мест", для эффективной власти Кота важно быть чужестранцем. К тому же в исламской традиции, при рождении мальчика принято устраивать шум на весь мир, что позволяет новорождённому набраться энергии для жизни. Возможно, именно это и позволило ему выделиться на фоне соплеменников.
Итак, вторая фаза (1769-1805), её открывает Зураб Шервашидзе который правил примерно с 1750 года и на момент начала фазы около 19 лет был на троне. Для второй фазы староват.
В 1771 году происходит большое восстание в Абхазии под руководством Зураба Шервашидзе и Левана Шервашидзе. Они осадили Сухумскую крепость, в которой распологались турецкие гарнизоны. Абхазы заняли крепость, но раздоры, начавшиеся между двумя сподвижниками, привели к тому, что турки вернули крепость. Однако владетеля менять не стали, видимо искали подходящую кандидатуру. Как видно из этого эпизода, революционный импульс есть, но остаются проблемы с кандидатурой главного харизматика.
Ближе к 1780-годам возникла вражда между Зурабом Шервашидзе и его племянником Келешбеем. Турция искала себе лояльного ставленника в Абхазии взамен строптивого Зураба.
Келешбей при поддержке Турции, которая ошибочно считала его союзником, сверг Зураба и стал полноправным владетелем региона в 1780 году. На момент воцарения ему было 33 года. Это был конец Идеологического периода. Таким образом, был найден человек который, будет решать накопившиеся в первой фазе (согласно теории) идеологические проблемы.
Он поставил перед собой задачу объединить раздробленную Абхазию, потеснив местных князьков, а также очистить родину от турецких захватчиков, сделав её полностью независимой.
Им была найдена социальная сила, опираясь на которую можно было централизовать власть - мелкие дворяне и привилегированные крестьяне, они назывались: "анхайю". Анхайю были зависимыми крестьянами, но всё же привилегированными, так как имели возможность владеть крестьянами, которые ниже их по социальному статусу. Из них формировалась и охрана самого князя, каждый был вооружён пистолетом и шашкой. Однако, несмотря на это, они всё равно должны были платить дань. Келешбей, например, сразу после воцарения назначал в районы наместников для сбора дани. Кроме того, он монополизировал главные пункты внешнего обмена. Так происходило экономическое закрепощение. Анхайю, как высшее сословие абхазских крестьян, пользовалось некоторыми привилегиями. Например, к ним отдавали на воспитание своих детей феодалы. Келешбей даже бросил свою первую жену, навязанную ему дядей, и женился на такой крестьянке анхайю.
Для мелких дворян также нежелательно было ослабление владетеля, от усиления власти местных феодалов они претерпели немало, т.е. элементарно проигрывали им в конкуренции и боялись поглощения. При их поддержке Келешбею удалось полностью подчинить себе территорию от реки Бзыби до реки Галицга.
Как видим, из вышеописанного Келешбей сам не отставал от своих противников в деле эксплуатации населения. Но само население, почему-то признала в нём это право, что в точности соответствует теории вторых фаз.
Ослабление влияния Турции и уменьшение вражеских набегов при его правлении, привело к уменьшению продаж пленных в рабство, вызвали интерес у населения к хозяйственной деятельности. Сформировав вокруг себя команду, Келешбей принялся осуществлять свою главную задумку - привести страну к абсолютной независимости. Для выхода из турецкой зависимости он начал переговоры с царской Россией. К тому же, как мы помним, простые абхазы (более 90%) исповедовали христианство. Ислам, навязанный турками, исповедовали только те, кто имел с ними торговые связи.
Не факт, что простой народ принял бы протекторат России, как не принял протекторат Турции. Однако надо полагать владетель понимал, что насильственному принуждению к исламу народ будет сопротивляться, как сопротивлялся ранее. С христианской Россией в этом плане было проще. Это очень напоминает времена Александра Невского который отказал послам Папы Римского, которые предлагали католичество и защиту от Орды. Но он предпочёл платить дань, а не менять веру.
Армия Абхазии при Келешбее, кроме сухопутных частей и артиллерии располагала шестьюстами галерами и кораблем. Галеры постоянно курсировали вдоль всего побережья. Владетель постоянно вел войны с соседями, в 1802 году помог князю Григорию победить в междоусобице с имеретинским князем Дадиани. Также состоялось первое открытое сражение с русскими войсками под командованием генерала Рыкгофа. Русская армия победила, но после победы отдала взятый город обратно.
Вторая фаза подходит к концу, революционность ситуации нарастает. 30 июня 1803 года Келешбей подал прошение о вхождении в состав России. В 1805 году (разлом между фаз!) крупные феодалы организовали против Келешбея заговор. К нему подослали убийц, среди которых был и его сын от первой жены Асламбей. Летом 1806 года (уже фактически в третьей фазе) турецкие войска подошли по морю к Сухуми, потребовали от всей страны войти в состав Турции. Но население Абхазии (25 тысяч человек) поднялось на защиту своей земли. Эскадра почему-то не решилась дать бой. И именно эта победа создала ему ореол народного героя.
Третья фаза (1805-1841). В 1807 году граф Гудович просит Келешбея предоставить войско для помощи, но тот уклоняется, поскольку не считает себя связанным ни с Россией ни с Турцией. Другими словами сильный правитель сделал страну независимой и не хотел выступать, на чьей-либо стороне, дабы, не растерять армию и не быть порабощённым. Но в новой фазе жить ему было не суждено - второго мая 1808 года Келешбей был убит. Считается, что его убил старший сын, сторонник Турции - Асланбей, узурпировавший власть на 2 года.
Сафербей (тайно крещённый Георгием) был вынужден бежать из страны. В августе 1808 года он обратился к Александру I с просьбой о вхождении в состав России. В феврале 1810 года эта просьба была удовлетворена, Сафербей-Георгий по царскому указу назначался главой республики. 10 июля 1810 года русский десант атаковал Сухум, где засел Асланбей, на этом время харизматиков завершилось.
При Сафербее-Георгии в Абхазии начались феодальные междоусобицы. Россия вглубь страны для наведения порядка не продвигалась. Сафербей был слабым правителем, прятался в Сухуме, боялся выходить к народу. В 1821 году он умер.
На политическую арену выходит Дмитрий Шервашидзе. Он пользовался ещё меньшим авторитетом, чем его отец, он воспитывался в России не знал абхазского языка. В октябре 1822 года Дмитрия убил крестьянин Урус Лакоба, который был повешен по приказу генерала Ермолова.
Аналогом Смутного времени России (1601-1613) должен был стать период (1829-1841). Интервенты в данном случае - русские. Хотят поставить правильного владетеля, дабы он ни в чём им не мешал. Примерно тоже самое пытались сделать поляки, только у них не получилось. К середине Политического периода (1817-1829) правильный владетель нашёлся. В феврале 1823 года титул владетельного князя был пожалован другому сыну Сафербея - Михаилу (Хамутбею). Власть несовершеннолетнего Михаила оказалась слабой, уже в 1824 году вспыхнуло восстание, которое охватило всю Абхазию, после чего Михаил вынужден был покинуть пределы родины.
На целых 6 лет нет даже намёка ни в одном источнике на то, что творилось в этой стране. Вот такой Политический период третий фазы Востока. Мы даже не знаем, кто руководил страной. Скорее всего, кто попало.
В 1830 году владетель вернулся в страну вместе с русской экспедицией генерала Гессе (по другим источникам генерала Паскевича), который согласно плану Николая I должен был установить сухопутное сообщение между Поти и Анапой, а также для возведения прибрежных укреплений в Бамборах, Пицунде и Гаграх. Участок между Гагрой и Анапой остался без сообщения из-за засевших там местных народностей (убыхов и садзов), которые отчаянно сопротивлялись царским войскам. Гессе не решился двигаться дальше. В том -же году Асланбей вторгся в пределы Абхазии и поднял восстание против законной власти. Но потерпел поражение.
Сам Михаил укреплял свою власть и наводил порядок исключительно за счёт царской администрации. В 1837 год состоялась ещё одна экспедиция генерала Розена в Цебельду, в которой он добился присяги на верность некоторых князей. В 1841 году было нападение на село Охтара принадлежавшие владетелю и затем восставшие набросились на Гагру где их встретили огнём. Михаил принимал участие в борьбе с восставшими. В 1843 году (уже 4-я фаза) карательная экспедиция уже во главе с ним была направлена в урочише Псху. Всё, как и положено в Смутное время - вражеские интервенты управляют страной, бог знает что творится в стране, кто только не претендует на престол, да и сам престол уже не так и значим, монарх полностью управляем.
4 фаза (1841-1877). Турецкая проблема казалась закрытой, никто религию не насаждал. Но во время Крымской войны Абхазия была оккупирована турками и часть населения (в основном простые сословия) завербовались в царскую армию, а знать большей частью в турецкую. После Крымской войны турецкие эмиссары активно пытались завлечь граждан на переселение в Турцию. Была даже создана специальная программа переселения. Но на эти уговоры опять же поддалась лишь элита. Ислам как мы помним, исповедовали в основном они.
В разгар Политического периода (1853-1865), командующий русскими войсками генерал Корганов организовал экспедицию, после которой владетель уже ничего не контролировал в стране. Ещё раз убеждаемся, что Политический период - идеальное время для территориальных потерь или даже потери суверенитета.
В июле 1864 года Абхазское княжество было упразднено и переименовано в Сухумский военный отдел Российской Империи, командовать им стал, П.Н.Шатилов, Михаила сослали в Воронеж, где он умер в 1866 году. После его смерти, в июле 1866 года была предпринята попытка реставрации Абхазии путем провозглашения владетелем сына Михаила - Георгия.
Зафиксировать какое-либо мощное Экономическое освобождение не удалось, поскольку не было мощного Закрепощения во второй фазе.
Возвращаемся к первой фазе (1733-1769) цикла. Согласно теории именно тогда случилось т. н. Накопление идеологических проблем, которые удалось решить в четвёртой фазе. И эту проблему можно сформулировать довольно легко: ислам или христианство?
В 1733 году Турецкий паша вторгся в Абхазию, тогдашний владетель Манучар Шервашидзе встретил его враждебно. Абхазы яростно отбивались, но турки победили, многих пленили. После этого потребовали от Шервашидзе принять ислам - тот вынужден был уступить, дабы сохранить власть. Владетель ислам принял, а народ - нет, при этом владетель не поменялся. И в дальнейшем ислам был распространён только среди администрации и людей, имевших тесное торговое сотрудничество с турками. Крестьяне остались верны христианству. К тому же в том же 1733 году уже началось открытое восстание абхазов против турок, в котором, турки были обращены в бегство и абхазы очистили свою страну от захватчиков.
Примерно в 50-х годах турки снова вторглись в пределы Абхазии. Отец Келешбея Манучар, и его братья Шивран и Зураб были угнаны в Турцию, и там последние двое насильно обращены в ислам - это была месть за то, что не помогли турецкому султану в борьбе с царём Грузии. Край временно остался без владетеля.
Впоследствии в Абхазию был возвращён Зураб Шервашидзе, который не имел поначалу никакой силы справиться с разгулявшимися феодалами. Он женил сына Манучара Келешбея на одной знатной феодалке, и только после этого смог примириться с отбившимися от рук феодалами.
Итак, идёт Накопление идеологических проблем - как сохранить христианскую веру, если Турция настаивает на принятии ислама.? Особенно в условиях, когда владетель, дабы сохранить власть, принял ислам, и по сути становится т. н. политиком-изгоем. Так кто же управляет православным народом? В этой связи внимание к себе привлекает Григорий II - тогдашний католикос, по которому, увы, информации никакой.
Очень важно отметить национальный подъем в 1733 году после изгнания турок. Это является дополнительным признаком начала Идеологического периода (1733-1745). Тут можно вспомнить самый убедительный и современный пример начала цикла Востока - Китай (1913-2057). В свою первую фазу (1913-1949) он сформировал идеологическую проблему "какой идеей объединить в одном государстве, собранном Манчжурией, пять разных частей - собственно Манчжурию, Китай, Туркестан, Монголию, Тибет". Аналогично в Абхазии идея защиты православия поднялась на невиданную высоту. А вот в четвёртой фазе Освобождение снимает идеологическое напряжение, национальный ритм начинает разваливаться.
Очень важное явление (рубрика "Разделяй и властвуй") - потеря территории и даже государственности в Политическом периоде. Так вот, в 1853 году с началом Политического периода (1853-1865) 4-й фазы, страна стала делится на тех, кто за турок (в основном, аристократия) кто за русских (простой народ). После Крымской войны (1853-1856) такое разделение продолжилось. Те кто был за турок уехали в Турцию.
Имеет также смысл посмотреть пересечение с ритмами наиболее заинтересованных государств, - Турции и России. У Турции Восточный цикл Турции (1709-1853), с соприкосновениями Идеологических периодов в 1745, 1781 и 1817 годах. У России сначала Империя (1653-1797) без пересечений Идеологических периодов и Запад (1801-1873) с Идеологическими пересечениями (1813-1817) и (1849-1853).
Переломным моментом во взаимоотношениях Турции и Абхазии стало бегство Таяр Паши из Турции. Это 1805 год, стыковка Экономических периодов. (у Абхазии заканчивается, у Турции начинается). Соответственно изгнание турок в 1806 году полностью в пределах Идеологического периода (1805-1817) Абхазии.
Вхождение Абхазии в состав России (1810) - это тот же самый Идеологический период. А вот Крымская война (1853-1856), как мы помним - пересечение Идеологических периодов России (1849-1861) и Турции (1853-1865). Пересечение длиной в восемь лет (1853-1861), что весьма точно соответствует датам войны. Абхазия по сути дела оказалась зажатой между молотом и наковальней. Оккупация абхазской территории турками породила волну переселений, когда обращённые в ислам абхазы уезжали в Турцию. Государственность Абхазии потеряла свою основу.
В 1864 году упразднили Абхазское княжество, а владетеля сослали в Воронеж. Возможно, это событие приоткроет для нас завесу тайны, как один ритм поглощается другим.
Наверняка найдутся желающие сказать, что Абхазия - это Грузия. У Грузии, как мы помним, ритм Запада и цикл (1801-1945). И вошла она в состав России в 1801 году т.е шла по её ритму. И зачем надо было лавировать между интересами России и Турции? Если Абхазия часть Грузии, то вместе с ней и вошла бы в состав России.
В 1993 году Абхазия обрела независимость. Какой у неё теперь ритм? Я предполагаю - Запад. Экономический период (1993-2005)... Идеологический период (2005-2017)... А какая фаза?
Как видим, вопросов больше чем ответов, но идти по пути поиска циклов надо непременно, ибо кто мы без нашей истории?
|