Григорий Кваша
«Наука и религия» № 10, октябрь 2020 г.
Симметрия исторического процесса
Возможно, именно с этого надо было начинать. Рассказать о значимости симметрии в Теоретической истории, дать перечень всех категорий, изложить особенности их взаимодействия, обрисовать контуры грандиозного научного здания новой исторической науки. Однако тогда Теоретическая история, созданная как истинная наука, выглядела бы как обычная умозрительная парадигма, каковыми уже забиты все библиотеки, и от которых уже нет никакого спасу.
Всевозможные обобщения желательно всё же откладывать напоследок. Чтобы не было подозрений в том, что данные "подгоняются" под определенную идею. Обобщение - это приз, награда за долгую и честную работу, может быть даже чудо - но в начале научного поиска уповать на него не стоит.
Итак, поговорим о симметрии, столь явно присутствующей в исторических процессах.
1.
Четвёрка! Мы знакомы с нею с детства, поскольку живём преимущественно на плоскости. Вперёд-назад-вправо-влево... Более географично: север-юг-восток-запад... Кому-то схема покажется абстрактной, но на деле север и юг имеют жёсткий физический смысл, как, впрочем, восток и запад...
Теперь времена года. Жителю экватора кажется абстракцией деление года на четыре части (весна-лето-осень-зима). Для него, собственно, и само понятие года представляется абстрактным. Для жителя Заполярья такой же абстракцией является представление о ежедневной смене утра днём, дня - вечером, вечера - ночью. Меж тем, оба эти явления существуют в реальности, что известно каждому жителю средней полосы.
Сам факт существования где-либо четырёх фаз мгновенно вызывает у нас ассоциацию с неким циклическим процессом, который непременно выведет к изначальной точке. "Идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги своя" (Екклезиаст, 1:6). Доминирование в нашей жизни четырёхфазных процессов обрекает человечество на циклическое мышление.
Даже грандиозное открытие Теоретической истории - т. н. Обратная логика (см. главу "Обратная логика") не слишком-то меняет ситуацию. Взять хоть Восток, хоть Запад, за четвёртой фазой всегда приходит первая. Те самые "круги своя"... Сама нумерация в такой ситуации весьма условна и не имела бы смысла, если бы не было открыто и доказано существование изолированных Имперских 144-летий. А так сплошной Екклезиаст: с чего начали, к тому и пришли.
В самом деле, вспомним историю празднования человечеством Нового года. Кто-то встречал его осенью, кто-то весной... Слава Богу, никому не пришло в голову отмечать этот "разрыв времени" летом! С трудом договорились, что наступает каждый новый год зимой. Впрочем, не предоставив никаких доказательств, что это законно.
Итак, если бы не изолированные циклы Империи, то никогда бы нам не узнать, что четвёртой фазой надо считать ту, в которой более всего планов и амбиций. А первой фазой ту, в которой некоторые интенсивные внутренние прозрения прикрывает абсолютная неподвижность внешнего бытия. И почему основная работа проходит в третьей фазе, а гром всегда гремит во второй?
И не случайно, что фазы цикла сравнимы с временами года. Да, они идут в обратную сторону: зима-осень-лето-весна... Но в самом существовании сезонов чувствуется некий извечный порядок.
Основная работа историка-теоретика на сегодняшний день - идентифицировать все циклы нынешние и прошлые всех государственных образований. Методика проста: разыскиваются самые громкие вторые фазы, далее проверяется их окружение - тихая первая, рабочая третья... Всё это очень увлекательно, но в процессе этих поисков и идентификаций смысл исторического процесса очень быстро начинает теряться. Что с того, что была вторая фаза, был грозный лидер и было Закрепощение (по народной стихии)? За этим непременно наступит третья фаза, с её вездесущей бюрократией. Что касается Освобождения четвёртой фазы, то далеко не всем оно по душе. Когда людей 108 лет принуждают к повиновению, приход свободы скорее настораживает, чем окрыляет - трудно думать своей головой и рассчитывать только на самого себя. История как процесс вполне может затеряться в этой усыпляющей череде однотипных движений. Не случайно, что написанной книге по ритмам Франции, автор дал усыпляющее название "Французский метроном".
"Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит..." (Екклезиаст, 1:3-5).
2.
Но всё преображается, когда мы приходим в ту систему координат, в которой симметрия выявляет три стихии, обозначает три вершины, вводит три категории. Всё приходит в движение, всё устремляется вперёд и вдаль.
Для начала не самое главное. Три периода: Экономический, Политический, Идеологический. Никакого исторического принуждения, никакой фатальности, речь идёт о т. н. окнах - периодах возможности. Никто никому ничем не обязан, хочешь - проводи реформу, не хочешь - стой на месте. Такой выбор порождает реальную свободу, сразу появляется шанс стать хозяином своей судьбы. Это вам не 36-летние фазы, смена которых неотвратима как и смена сезонов в природе. Тут чувствуется свежий ветер перемен, появляется пространство использованных шансов и упущенных возможностей.
Периоды не свергают и не ломают старые порядки, как это делают фазы. Скорее смена периодов внутри фазы напоминает эстафету, когда одни с удовольствием передают её другим. После удачной реформы в Экономическом периоде заработанные деньги переходят в Идеологический период, где их можно разумно потратить на образование, науку, искусство... В следующем за ним Политическом периоде логично конвертировать накопленную идеологическую идентичность в политический капитал. В смене трёх разных стихий нет антагонизма, чувствуется логика развития. Сравните этот процесс со сменой 36-летий, когда каждая следующая фаза отрицает предыдущую.
Впрочем, это всё мелочи по сравнению с классовой теорией (см. главы "Скромное обаяние элиты", "Самозванство изгоев", "Мудрость народная"). Именно существование классов, пожалуй, самое главное основание для исторического движения - классовая борьба и всё такое прочее.
Прежние теоретики, как всегда, немного перепутали суть исторической борьбы классов: народ в ней менее всего заинтересован, борьба крутится вокруг самого нестабильного из классов - изгоев. Именно они менее всего склонны соблюдать традиции и сохранять старые порядки. Не имея ответственности перед предками, они одни готовы к революционным изменениям.
На Востоке изгои-политики переворачивают многолетнюю политическую стабильность. На Западе изгои-идеологи взрывают примитивную, но честную коммерцию своими хитроумными финансовыми схемами и спекулятивными аферами. Ну а в Империи изгои-коммерсанты всегда готовы вцепиться в горло властной элите, соблазнив её материальными благами.
Как такое возможно - поймёт любой, кто знаком с классовой теорией, именно класс изгоев стоит над элитой и не может подавить её лишь из-за народа, которой держит класс изгоев од контролем. Но стоит народу дать хотя бы временную слабину, класс изгоев тут как тут.
Во всей этой конструкции много динамики, много шансов для того или иного сценария в развитии исторического процесса. Так, например, механизм гибели т. н. Тоталитарных двойников (Восток или Запад) связан именно с тем, что элита не в состоянии победить изгоев, пропускает третий класс на вершину жизни, а это прямой путь к катастрофе, ибо изгои по сути своей хищники, вредители, люди, лишённые государственного инстинкта. Что-то вроде пиратов, у которых нет ни родины, ни принципов. В Империи такое невозможно по определению, борьба с изгоями ведётся неустанно и всегда успешно.
И наконец самое главное - три типа ритмов: Восток, Империя, Запад. В этом троевластии спрятан главный смысл и механизм истории. Человечество движется от глобального Востока к глобальному Западу. В этом, собственно, и состоит идея исторического развития. Глобальный Восток, с его первоначальным крестьянским народом-коммерсантом, должен в конечном счете переродится в глобальный Запад, с народом-политиком, сообществом свободных людей, полных собственного достоинства и чётко осознающих свои права. Этим грандиозным историческим путешествием руководят государства, идущие ритмом Империи. Таким образом, именно Империя возглавляет и контролирует эволюционный процесс.
Восток создан для вечного вращения на одном месте, у него нет ни малейшего стремления к прогрессу. Идея бесконечного воспроизводства вкупе с идеей регресса. Запад не намного лучше, он готов лишь шлифовать, доводить ту или иную модель бытия до совершенства. А в целом всё то же: попытка самовоспроизводства. В чистом и незамутнённом Западе также нет идеи прогресса, лишь тихая эволюция.
Только Империя является последовательным создателем, хранителем и защитником идеи прогресса. Можно по разному доказывать идентичность Империи и прогресса. Во-первых быстротечность Империи - всего 144 года. Этого времени недостаточно для спокойного развития, но вполне достаточно для прыжка из прошлого в будущее. По сути дела, это подвиг, подвиг самопожертвования. Само собой на такое способен только имперский народ-идеолог - главный носитель идеи прогресса. Он единственный держит в своём сознании тёмное восточное прошлое и светлое западное будущее.
И ещё несколько слов о трёх имперских мирах: Еврейском, Английском и Русском (см. главу "Сотворение грядущего мира"). Сейчас появилось много желающих объявить нашу многовековую историю борьбой англо-саксонского и русского пути. Удивительно, но историки вновь услышали звон, хотя опять не поняли откуда он. На самом деле эти три мира не столько конкурируют между собой, сколько разрабатывают три грани единой идеи прогресса. Еврейский мир запустил эту идею в жизнь, английская и русская версии прогресса, по сути дела, две стороны одной и той же идеи - создания некой максимально эффективной модели для развития человечества.
3.
Итак, стационарная, циклическая философия четырёх фаз и динамический порыв любых тройных систем... А как же бинарные системы, которые, как известно, являются основой всякого противостояния? Неужели наш мир уже не воюет? И разве никогда не воевал раньше?..
Чаще всего бинарные ситуации лишь кажутся таковыми, третий участник процесса просто хорошо замаскирован. Вот, к примеру, противостояние Востока и Запада, которое слишком многим мыслителям кажется извечным - "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут". Поразительная всё-таки слепота: неужели не заметно, что ситуация динамичная - Восток всё время сжимается, а Запад растёт. Но главное - не замечается мир Империи! А ведь именно Империя и есть тот могущественный оператор, что отрезает очередной кусок от Востока и перекидывает его на Запад. Но поскольку имперские движения слишком быстры, то при ускоренной съемке, каковой является любой исторический взгляд (веками меряем историю, а не годами), Империю никто не замечает. Буквально как у Маркса и Энгельса: "призрак бродит по Европе"... впрочем, заглядывая иногда и на Ближний Восток...
Ещё один пример "третьего-невидимки" - это мерцающий класс изгоев. Любой специалист по классовому устройству общества легко заметит класс элиты и класс народа, они стационарны, малоподвижны, их контуры всегда осязаемы. Класс изгоев неуловим для взгляда обыденного исследователя, это странное сообщество то раздувается неимоверно, с лёгкостью подчиняя себе элиту, то вымаливает прощение у народа и исчезает в далёких краях...
И всё же бинарная логика жива - это логика борьбы до победного конца. Речь идёт о главном историческом событии во все времена - битве Империи и Двойника (подробно об этом было сказано в главе "Клиопатология"). Двойник - аномальное преображение самого мощного (на текущий исторический момент) государства Запада или Востока, которое после преображения пытается действовать как Империя, при этом сохраняя свое классовое устройство.
Двойник - очень сложный исторический агрегат, в котором необычайно важную роль начинает играть класс изгоев. Пользуясь раздвоенным (полуимперским) сознанием государства, пробирается наверх, отодвигая элиту от власти.
У западного Двойника это изгои-идеологи. Так было в фашисткой Германии, где идеологи-фашисты, вчерашние уголовники-проходимцы с лёгкостью неимоверной отодвинули от власти видавшую виды потомственную аристократию и не менее потомственных капиталистов.
Аналогичная история произошла в нынешних США, где авантюристы-финансисты и т. н. транснациональные корпорации, придумавшие неолиберальную идеологию незаконно захватили власть, лишив истинную элиту (с её лидерами, в том числе Дональдом Трампом) всех рычагов власти.
На Востоке изгои-политики вроде как вполне законные люди, в глазах Запада они более чем нормальны и легитимны. На самом деле это всё те же авантюристы, нарушители кодексов поведения, выработанных веками. Коммунистическая власть в Китае по началу ещё прикидывалась некой идеологической системой. Но сейчас маски сброшены и всем видно, что в КПК не осталось никакой идеологии, одна голая жажда власти...
Теперь о той самой битве до победного конца. Жесточайшая бинарность в противостоянии Империи и Двойника. Двойник должен быть уничтожен обязательно. Для человечества важнее всего уничтожить уродливую (двойственную) внешнюю деятельность Двойника, когда с одной стороны он пытается выглядеть как Империя (делает вид, что перерабатывает Восток в Запад, но ничего не получается), а с другой стороны остаётся Западом: выжимает прибыль, захватывает рынки...
Но есть ещё и грандиозное внутреннее уродство Двойника - фактическое двоевластие элиты и изгоев. И это гораздо страшнее...
Я очень долго (30 лет со времени первой публикации на эту тему) пишу об уродстве США и много лет слышу в ответ примерно одно и то же: да, внешняя политика США ужасна - куча преступлений, цинизм, пренебрежение международными институтами, эгоизм доведённый до абсурда. Но внутренняя политика в США прекрасна: права человека, великолепная медицина, огромные зарплаты, передовое образование, всепобеждающая наука, бытовой комфорт. От моих возражений оппоненты отмахивались.
И вот наступил 2020 год - и все возражения исчезли: нет ни медицины, ни прав человек, кино и музыка также доживают последние дни... Теперь уже всем ясно, что двуглавого монстра лихорадит, дни его сочтены, но напоследок он жаждет "громко хлопнуть дверью". Монстр (всемирные структуры управляемые из Вашингтона) должен исчезнуть, а США должны сжаться до тихой и провинциальной страны, затерявшейся между Мексикой и Канадой. И это тем более справедливо, что американский народ глубоко провинциален и ни в малейшей степени не отвечает главной сути Имперского народа, которому есть дело до всего, ибо его родина - весь мир.
|