Григорий Кваша
Яндекс Дзен, Банальщина, 8 апреля 2021 г.
Банальность научного поиска (эпизод №11). "И гений, парадоксов друг"... Почти забытый Антониус Ван ден Брук. Банальнее-то некуда
"Папа нам расскажет, если мы попросим, про ядро урана-238..."
Как же это прекрасно! Уран - это словесный эквивалент 92-го номера в ряду химических элементов. Ну, а 238 - это масса элемента (суммарное число протонов и нейтронов в ядре). Для химиков количество нейтронов в ядре не слишком интересно. А вот для физика это число весьма важное. В особенности для ядерного физика.
ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА!!!
Совсем ещё недавно не было никакой ядерной физики. Ибо не было никакого ядра. До такой степени не было, что даже и помыслить об этом самом ядре было абсолютно невозможно. Представить себе, что огромное количество положительных зарядов тесно прижимаются друг к другу... С чего вдруг? Это же бред! Бред сумасшедшего идиота!
Впрочем, в тылу у т.н. Учёных было уже два с половиной века Научного мышления. И эти века не прошли для Учёных даром: не верь здравому смыслу, не верь логике, не верь никаким авторитетам, в особенности же научным, не верь даже собственному дорогому и обожаемому учителю... А верь только проведенному эксперименту! Впрочем, и эксперименту не верь ( с первого раза), повторяй его, модифицируй, и снова повторяй.
И тогда... Может быть... Нет, наверняка! Ты поймешь, как устроен этот мир!
|
Джозеф Джон Томсон показан держащим сливовый пудинг, представляющий его модель атома 1904 года, где электроны были изюмом в пудинге атома |
У Эрнста Резерфорда учителем (наверное, любимым) был Джозеф Джон Томпсон
Прославлен учитель был тем, что открыл электрон - очень маленькую частицу, несущую однако вполне существенный отрицательный заряд. Тот же Томпсон в статье 1904 года предложил ( с широкого плеча) несколько моделей строения атома. Например "туманный атом" или "вихревой". Впрочем, предпочтительнее всего ему показалась "пудинговая модель" (Англия всё же).
Теория Томпсона, конечно же, не была никакой теорией. Это была гипотеза, выстроенная в личном персональном мозгу Томпсона.
Настоящая теория родилась в 1911 году у Резерфорда после обобщения им экспериментов Ханса Гейгера и Эрнста Марсдена 1909 года по рассеянию альфа-частиц на золотой фольге. Резерфорд уверенно доказал, что в атоме есть очень малое ядро, содержащее очень большой положительный заряд. Эта модель получила название "планетарной".
Эта была очень большая наука! Именно так и складывается в нашем представлении картина настоящей науки: гениальный педагог и учитель - Томпсон, собравший под своим крылом в Кембридже самых талантливых и дерзких, среди которых истинный гений - Эрнст Резерфорд, уникальный, по своей тонкости и изяществу эксперимент Гейгера и Марсдена. Чувствительность и отзывчивость социума: Томпсон награжден Нобелевской премией в 1906-ом году, Резерфорд в 1908-ом. Впрочем, на Резерфорда награды сыпались, как из рога изобилия, всю жизнь.
А вот скромный гений нидерландского юриста и физика-любителя Антониуса Йоханнеса ван ден Брука так и остался не оцененым в полной мере. У него не было богатой лаборатории, могучего шефа, благожелательных спонсоров, внимания прессы и всякого такого. Ему не вручали пафосных премий. Ему не вручали никаких премий. У него до такой степени ничего не было, что формально он даже не был физиком. А был наш Антониус банальным нотариусом. Вот уж воистину, банальнее некуда.
Но след его в науке неизгладим. Ему принадлежит первая формулировка положения о равенстве порядкого номера элемента в Периодической системе заряду ядра.
В своих работах он неоднократно пытался найти верный принцип расположения элементов в периодической системе и разработать метод вычисления всех возможных в природе изотопов.
До 35 лет никакой физики... Кроме профессиональной юридической деятельности некоторый интерес к строительству, архитектуре, экономике... Кратковременное увлечение толстовством... И вдруг... радиоактивность, строение атома, рентгеновские лучи...
Впрочем, ни друзья, ни родственники ничего не знали. Его дочь вспоминала: «он никогда не сообщал о своих занятиях и публикациях... Что он делал в течение многих часов, неподвижно уставившись в одну точку? Он работал — без стола, без бумаг, без карандаша"...
Всего ван ден Брук опубликовал 23 статьи, посвящённые периодической системе элементов, строению атома и явлению изотопии. В них в полной мере проявилось особое умение автора находить количественные соотношения в больших массивах внешне несвязанных данных. По словам известного физика Хендрика Крамерса , «мистерия чисел… была для его одарённой натуры особенно привлекательной».
Работы ван ден Брука отличались смелостью идей и гипотез... При этом он всегда пытался дать высказываемым положениям физическое обоснование, связать их с самыми последними экспериментальными данными. Вместе с тем отсутствие профессиональной подготовки сказывалось на стиле его работ: нарушения логики изложения материала, неудачная структура статей, нечёткость и неоднозначность формулировок затрудняли понимание мысли автора.
До 1923 года никаких контактов с т.н. профессиональными учёными. Увы, в 1924 году он тяжело заболел, а в 1926 году умер. Три года великий учёный побыл в официальном статусе. Состоял в переписке со знаменитым Хендриком Лоренцом...
P.S. Открытие атомного номера часто приписывается Бору или Мозли, хотя они никогда не претендовали на приоритет и в своих работах того времени всегда ссылались на ван ден Брука. Недооценка вклада голландского физика-любителя, вероятно, проистекает из недостатка сведений о его жизни и творчестве, большой «плотности» событий в науке в районе 1913 года, что зачастую затрудняло разделение результатов разных учёных. Эрик Серри:
-Открытие атомного номера даёт повод для небольшого отступления о том, как история науки зачастую переписывается и вычищается последующими комментаторами. Настоящим первооткрывателем был учёный-любитель Антон ван ден Брук, чьим вкладом обычно пренебрегают. Часто думают, что ван ден Брук лишь подвёл итог работы физиков Резерфорда и Баркла, но подлинная история совершенно иная...
Вот так!
|