Григорий Кваша
«Московская правда» («Зазеркалье») № 196, июнь 2009 г.
Немое кино
В нашем кинематографе знак Аристократа всегда был центральным. Особенно в мужском варианте. Прямо скажем этот виртуальный знак наиболее артистичный. Аристократам по плечу любые роли, любые персонажи. И все-таки наибольший успех там, где есть возможность помолчать, а если и говорить, то кратко и весомо.
Не только актерам, но и всем Аристократам в независимости от их профессии, необходимо помнить об этом правиле. Молчать надо мощно и многозначительно, а если уж говорить, то кратко и заранее подготовленными, хорошо проверенными фразами.
На всякий случай вспомним все 28 сочетаний Аристократов. Крыса (Козерог, Рак), Бык (Лев, Скорпион), Тигр (Рыбы, Дева, Стрелец), Кот (Овен, Весы), Дракон (Водолей, Телец, Скорпион), Змея (Рыбы, Близнецы), Лошадь (Козерог, Рак), Коза (Водолей, Телец, Лев), Обезьяна (Рыбы, Близнецы), Петух (Овен, Весы), Собака (Лев, Скорпион), Кабан (Близнецы, Дева, Стрелец).
Кахи Кавсадзе (Кабан, Близнецы) в фильме "Любовь с первого взгляда" обидевшись на дочь, объявляет обет молчания. Он молчит, но как выразительно он это делает. Его глаза, усы, фигура... В нем говорила, кричала каждая деталь. В "Белом солнце пустыни", играя Абдуллу, он тоже не слишком разговорчив. Но какова мимика, все ясно и без слов. А какие точные емкие слова (спасибо сценаристам)!
В том же фильме играет еще один молчун - Павел Луспекаев (Кот, Овен). Помните сцену на баркасе. Практически немая сцена, хвастливая болтовня басмачей и выразительное, золотое молчание Верещагина, иногда коротенькая фраза типа "помойтесь ребята!" Ну и разумеется самый главный герой "Солнца" - Сухов в исполнении Анатолия Кузнецова (Лошадь, Козерог). Если не брать виртуальных писем, то все что мы слышим от него - это те самые хорошо проверенные восклицания, типа "Эт-то точно!", короткие военные приказы, небольшие спичи о вреде многоженства. А так, в основном, сморкается, чинит оружие, ну и конечно же стреляет, прыгает, бегает.
Рецепт Сухова был удачно использован при съемке новейшего фильма. "Особенности национальной охоты". Генерал Иволгин, многозначительно курит сигару, кряхтит, изредка говорит: " Ну, вы, блин, даете!", а также произносит сверхкороткие тосты. При всем при этом он, безусловно, центральный персонаж и абсолютный авторитет для окружающих. Сыграть такое мог только артист с имиджем Аристократа, в данном случае Алексей Булдаков (Кот, Овен). Слава Булдакова после "Особенностей" стала оглушительной. Почему раньше его не замечали? Да потому что многовато текста было. А тут он наконец-то замолчал. И сразу стал знаменит.
Реальной сверхзвездой немого кино был Игорь Ильинский (Бык, Лев). Его выразительность в немом кино потрясает. В звуковом кино сыграл не много. Но и тут более хорош в немых сценах ("Волга-Волга", "Гусарская баллада"). В "Волге" он теряет голос, в "Балладе" не желает говорить из-за усталости.
Самый очаровательный романтический герой нашего кино Алексей Баталов (Дракон, Скорпион) всегда точно знал, как и сколько можно говорить с экрана. Уже в "Деле Румянцева" он благородно отмалчивается в кабинете следователя. В "Дорогом моем человеке" молча прыгает с трамвая, молча терпит вранье жены. В "Девяти днях одного года" молчание великого физика становится главной линией сюжета. Молчит Трубецкой на Сенатской площади в "Звезде пленительного счастья", молчит Гога в "Москве, не верящей слезам". Нет, конечно, текст какой-то все же произносится. И все же молчит Баталов гораздо выразительнее.
Никак не назовешь молчуном от кинематографа Юрия Яковлева (Дракон, Телец). Говорит много и с удовольствием. Однако самой знаменитой у него была его молчаливая роль в "Идиоте". Неожиданным стало участие Яковлева в гениальной "Кин-дза-дзе" Георгия Данелия. Однако режиссер очень точно увидел тех, кто сможет выразительно по инопланетному молчать, вкладывая в свои "Ку" и "Кю" бездну чувств, эмоций и смысла. Второй инопланетянин - Евгений Леонов (Тигр, Дева), универсальный актер, одинаково гениальный и в комедии и в драме. Молчуном в кино он не был, но молчать умел. Вспомним знаменитую немую сцену в "Осеннем марафоне" на кухне у Бузыкина.
Чтобы как-то компенсировать чрезмерное молчание Аристократов в кадре, режиссеры придумали закадровый комментарий. Так в "Семнадцати мгновениях весны" молчание Штирлица в исполнении Вячеслава Тихонова (Дракон, Водолей) вполне компенсируют закадровые комментарии Ефима Копеляна, артиста совсем с другим гороскопом. Аналогично, в "Клубе самоубийц" ("Принц Флоризель") Олег Даль (Змея, Близнецы) играет максимально молчаливого принца, что вполне компенсируется комментариями полковника Джеральдина.
Великий Олег Янковский (Обезьяна, Рыбы) гениально помолчал у всех великих режиссеров. У Тарковского он молчал в "Ностальгии", у Захарова он молчал в "Драконе" и "Обыкновенном чуде", у Карелова в "Двух товарищах"… Ну, и так далее.
Точно такой же гороскоп у Евгения Урбанского (Обезьяна, Рыбы). Сразу вспоминается его завораживающее молчание в пол-фильма в "Чистом небе". По общему мнению - это была его лучшая роль.
Александр Абдулов (Змея, Близнецы). Вроде бы большой любитель поговорить в кадре. Однако, в фильме, который он сам продюссировал ("Шизофрения"), он взял себе роль немого киллера.
Актрисы с этим гороскопом вынуждены играть в таком же ключе, если хотят добиться успеха. Скажем, Светлана Светличная (Дракон, Телец). Прославилась ролью Анны Сергеевны в "Бриллиантовой руке". Несколько слов за весь фильм: "Хаза, ксива, гонорар, клиент"… Ну, и конечно: " не виноватая я, он сам пришел". Все остальное - это походка, жесты, мимика, глаза. Весьма молчалива ее Габи в "Семнадцати мгновениях весны".
Нина Усатова (Кот, Весы). Ее головокружительный артистический взлет начался с фильма "Холодное лето 53 года", в котором она сыграла немую женщину. Именно немота мощно и решительно раскрыла ее пластическое и эмоциональное дарование.
Изобразить на экране уютную и тихую красоту и элегантность Аристократы могут как никто. Мечта любого мужчины: женщина умеющая молчать. А если же говорить, то коротко и тихо. И не случайно вокруг Ольги из "Зимней вишни" в исполнении Елены Сафоновой (Обезьяна, Близнецы) крутится столько мужчин. Она тихоня, но вовсе не серая мышка. Аристократ должен молчать, но делать это очень ярко и выразительно, элегантно и точно.
В "Двух капитанах" Владимира Венгерова (Обезьяна) молчаливое благородство Аристократа в роли Кати Татариновой, исполнено Ольгой Заботкиной (Крыса, Козерог). (Кстати, в момент высшего счастья все тот же прием: закадровый голос!)
Взрыв популярности Чулпан Хаматовой (Кот, Весы) последовал сразу же после выхода фильма "Страна глухих" Валерия Тодоровского, где она на фоне жутко мычащих глухих бандитов так замечательно и элегантно молчит. И молчание ее тем более прекрасно, чем более ужасны исковерканные слова глухих. И как апофеоз: финальная тишина!
У Татьяны Друбич (Кабан, Близнецы), кажется, никогда не было соблазна говорить в кадре много. Такое впечатление, что правильный имидж у нее был поставлен от природы, либо его поставили сразу, жестко и навсегда. Слава обрушилась на нее в детстве, точнее "Сто дней спустя после детства", поставленного Сергеем Соловьевым. Какой ее фильм не вспомнишь, да хоть бы и "Ассу", везде молчаливая, тихая, таинственная, говорит как бы через силу.
|