www.xsp.ru
Структурный гороскоп Григория Кваши - xsp.ru/sh/ Структурный гороскоп Написать письмо автору...
Добавить в избранное
За 2021 - 2025
За 2019 - 2020
За 2017 - 2018
За 2015 - 2016
За 2013 - 2014
За 2011 - 2012
За 2009 - 2010
За 2007 - 2008
За 2005 - 2006
За 2003 - 2004
За 2001 - 2002
За 1999 - 2000
За 1997 - 1998
За 1995 - 1996
За 1993 - 1994
За 1991 - 1992
За 1987 - 1990
Критика
Телевидение
За 2015 - 2017
За 2011 - 2014
За 2008 - 2010
За 2005 - 2007
За 2003 - 2004
За 1997 - 2002
За 1987 - 1996
Книги онлайн


Версия для печати
Владимир Егоров
xsp.ru/sh/ 26 декабря 2022 г.

Признак зимы

Магия кино. Удивительный, завораживающий мир, переплетающий вымысел и реальность, позволяющий проживать множество жизней. Властитель этой магии - режиссер, который создает для зрителя особую чувственную энергию через игру актеров. Талантливый режиссер для своего творения подбирает актеров одному ему ведомым способом.

Большинство актеров уверены в том, что могут сыграть любую роль, однако славу они обретают только тогда, кто предложенная им по сценарию роль совпадает с Имиджем (по Структурному Гороскопу Григорий Кваши).

Аристократ ("Краткость - сестра молчания"). Аристократ может сыграть, что угодно. Несомненно, Аристократ является подлинным украшением кино. Его диапазон необычайно широк, но с коротким текстом он бесподобен. Нина Усатова (1.10.1951). Уникальная роль в "Холодном лете 1953 года", где она сыграла глухонемую Лидию Матвеевну. Глухонемая Усатовой была одной из самых ярких ролей и не потерялась среди могучих мужских персонажей. А ведь играть-то почти нечего: знай себе мычи и размахивай руками. Но в том-то и парадокс: для Аристократа молчание - золото!

"Анатолий Кузнецов (31.12.1930). Он так в общем-то ничего другого и не сыграл. Но сыгранный им товарищ Сухов - это не просто персонаж и не просто роль - это фактически слепок центрального, базового русского типа, человека, внешне простого, внутренне романтичного, оптимистичного, светлого, бывалого и умелого, не мстительного, но справедливого, не слишком дисциплинированного, но чрезвычайно ответственного. Именно светлый Сухов, а не гнилые герои классической литературы и есть наше все! А как он точно молчит, выразительно сморкается, весомо хмыкает и кратко говорит. Уж он-то точно не болтун. - Павлины говоришь?"

Вождь ("Поток энергетических излишеств"). От Вождей исходит некая могучая, увлекающая за собой сила. "Михаил Ульянов (20.11.1927), родившийся в столь спорный момент (на границе со Скорпионом) ни в коей мере и ни в один момент не Профессор, а отчаянный и могучий Вождь. Оставив в стороне многочисленных Жуковых, вспомним Дмитрия Карамазова в великой экранизации Пырьева и, конечно же, генерала Чарноту в еще более великой экранизации Алова и Наумова. Не могли ошибаться ни Пырьев, ни Алов с Наумовым, не могли обмануться наши глаза. Дмитрий Карамазов как символ русского душевного порыва на фоне рационального Профессора Ивана Карамазова (Кирилл Лавров). А уж Чарнота - это такой поток излишеств... Особенно карточная битва с холодным Профессором Парамоном Корзухиным (Евстигнеев) на фоне тонкого Аристократа Голубкова (Баталов).

Также можно добавить в указанную рубрику Екатерину Васильеву (15.08.1945). Первая кавалерственная дама Эмилия в "Обыкновенном чуде" Марка Захарова. Атаманша Софья Николаевна Тульчинская в "Бумбараше". Вождь проявляется во всём - выразительном взгляде, жестах. Энергия переливается через край".

Профессор ("Сыщики, умение разговорить"). Этим важным умением как никто другой обладают Профессора. Вытащат на поверхность всё, что спрятано за семью печатями. Слово за слово, как по волшебству, вытянут неводом из пучины богатый улов. И вот уже нет тайн для Профессора, все пазлы сложились, ларчик открылся. Кто же самый известный сыщик всех времен и народов? Ну конечно же Шерлок Холмс. "Кому больше повезло: Василию Ливанову (19.07.1935) или Шерлоку Холмсу, знаменитому сыщику с Бейкер-стрит? - это большой вопрос. В любом случае, они нашли друг друга и слились воедино в сознании народа. Побывали у Шерлока в гостях многие люди. Далеко не все были доброжелательны и разговорчивы (Англия все же). Многих сковывала гордость и честь, престиж государства, а иногда и злобный умысел. Но Шерлок всех заставил открыть рот. Будь-то премьер-министр, титулованная особа, благородный мститель или злобный убийца и садист. В ход шли все методы: логика, шантаж, прямой обман, фокусы с переодеванием. Однажды Шерлок даже разыграл мнимый пожар... Если кто-либо молчал слишком упорно, то можно было пойти и на воровство. Сыщик вне морали.

Кого из киногероев чаще всего цитируют оперативные сотрудники? Конечно же, Глеба Жеглова из "Место встречи изменить нельзя. "Шесть правил Глеба Жеглова" (Когда разговариваешь с людьми, чаще улыбайся…) И само собой, без интонаций Владимира Высоцкого (25.01.1938), без его уникального попадания в Имидж, все это не работало бы".

Вектор ("Познание зла"). Как же так получилось, что от милейших и добрейших в жизни людей мы ждём перевоплощения в исключительных мерзавцев и злодеев? А всё Имидж Вектора. Зритель ждёт от Вектора злодейства и, получая, возносит Вектора на пьедестал. "Игорь Кваша (4.02.1933) был очень добрым человеком, благодаря ему тысячи потерявшихся людей нашли друг друга... Однако в кино его главные достижения на пути познания зла. В фильме "Тот самый Мюнхгаузен" его бургомистр еще на пути к подлости и предательству. А вот жрец в "Сердцах трех" и пастор из "Человека с бульвара Капуцинов" - это уже зло в чистом виде. Причем, речь не идет о психологически достоверном обозначении зла - подлость, алчность, похотливость глубоко прочувствованы, подвергнуты доскональному анализу. Вершиной творчества Игоря Владимировича в кино стала его сталиниана. Сначала в фильме "Под знаком Скорпиона", а затем "В круге первом" (по личному утверждению Солженицына). В его прочтении Сталин - страшен.

Владимир Этуш (6.05.1922) - очарователен, его обожают буквально все от мала до велика. Но что им сыграно в большом кино? Сомнительной нравственности король в "Старой, старой сказке", слабонервный инженер Брунс в "12 стульях", эталонный сказочный злодей Карабас-Барабас в "Приключениях Буратино"... Ну и конечно, два самых знаменитых гайдаевских персонажа: товарищ Саахов в "Кавказской пленнице" и Антон Семенович Шпак в "Иван Васильевиче..." И Шпак, и Саахов - сластолюбцы, аферисты и моральные уроды, которым по заслугам приговор самого справедливого суда. А еще очень хорош злобный и жадный волшебник Мальгрим из "31 июня". Может быть именно в этом образе Этуш максимально приблизился к сути космического, извечного злодейства".

Рыцарь ("От Ихтиандра до Идиота"). Рыцарь безусловный носитель добра. Но кто, в понимании общества, может раздавать добро просто так, без причины, бесплатно - конечно же, странный чудак, или даже сумасшедший, не знающий подлинную ценность того, что он раздаёт. Имидж Рыцаря предлагает своему обладателю достаточно ограниченный диапазон ролей. Странность, чудаковатость и даже безумность Рыцарей вот, что вызывают интерес зрителей. Владислав Дворжецкий (26.04.1939). "Уже первая роль в кино ("Бег") сделала его безумно популярным. Генерал Хлудов в его исполнении настоящий монстр. Его манера общения шокирует буквально всех, он вешатель, богохульник и просто сумасшедший (сцены в вагоне и в цирке). Сразу после "Бега" он вновь играет монстра в детективе "Возвращение "Святого Луки". Но потом монстры кончаются, и кинокарьера как-то угасает.

Евгений Весник (15.01.1923) - большой солидный человек, режиссёр, сценарист, писатель, чтец, участник штурма Кёнигсберга, орденоносец... Народный артист СССР, в конце концов. Но кого он играл в кино? Какие роли прославили его? Что ему предлагали режиссёры? В "Новых приключениях неуловимых" он сыграл полусумасшедшего полковника, целующего дамам ручки. В "Трембите" нелепого Сусика - бывшего дворецкого графа. В "Приключениях Электроника" - чудаковатого учителя математики Таратара Таратарыча. Наконец, "На Дерибасовской хорошая погода" - радист Моня, "Ширли-Мырли" - незадачливый хирург…"

Шут ("До смешного одиноко"). Трагедия брошенного всеми человека, который остался один на один со своими проблемами… Неужели такое может быть смешным? Но именно в этом состоит парадокс Шута, зал хохочет до слёз над его одиночеством.

"Бриллиантовая рука"... Что может быть смешнее этого чудо-фильма? Каждый кадр - глоток живительного смеха. Однако в центре сюжета судьба очень одинокого человека. Семен Семенович Горбунков в исполнении Юрия Никулина (18.12.1921) всеми брошен и покинут. Домоуправление клеймит его позором. Жена уходит, прихватив детей. Лучший друг норовит двинуть по башке. Красотка подсыпает снотворное в вино... Среди надежных друзей одни лишь милиционеры. Но ведь он для них всего лишь наживка, на которую они ловят крупную рыбу. Поневоле завоешь!

"Берегись автомобиля!" с великолепнейшим ансамблем актеров, в основном Аристократов, в дружную компанию которых как гвоздь в подошву вонзился одинокий Шут Иннокентий Смоктуновский (28.03.1925) со своим Юрой Деточкиным. Тоже мне Робин Гуд выискался, решил в одиночку искоренить хапужничество, мздоимство и всякое такое... И не понял он того, что с каждым словом лжи вырастает стена между ним и близкими ему людьми. Он врет маме, судорожно выкручивается перед невестой, беззастенчиво плетет небылицы начальнику. Он жалок и смешен в своем вранье и до смешного одинок. И только суд и неизбежная тюрьма вдруг дарят ему множество друзей и поклонников".

Король ("Высшая сила усмешки"). Странному Имиджу странные роли. Что-то вроде исчезающей улыбки Чеширского кота. Усмешка будет запечатлена в сознании зрителей, мудрая усмешка всесильного, всезнающего, всепрощающего Скромного с виду человека. "Ростислав Плятт (13.12.1908). Величайший театральный актер! В кино настоящий успех уже в солидном возрасте. Пастор Шлаг в "Семнадцати мгновениях" и по-настоящему королевские роли в "Послесловии" и "Минотавре". Он мудр, но без пафоса, он никому не подчинен, но никого не подчиняет, он всегда немножко сбоку и сверху, как и полагается Королю.

Совершенно очевидно, что для понимания актерского образа достаточно хорошо разбираться в Имиджах. Ни Годовой, ни Календарный знак актера и даже архетип, по большому счёту, в данном конкретном случае роли не играют. Однако стоило коснуться режиссуры, и начались неожиданные проблемы.

Имидж Шута среди режиссеров, безусловно, очень сильно пробивается. Под имидж Шута уже существовал и существует весьма устойчивый жанр комедии. Киношедевры режиссёров-Шутов показывают, что Имидж работает. Георгий Данелия (25.08.1930), Леонид Гайдай (30.01.1923) - хватило бы и этих двоих, фактически контролировавших самый сложный жанр в великом советском кино.

В жанре триллера находят себя Векторы - Альфред Хичкок (13.08.1899) создатель целого киномира ужаса и страха - "Психо", "Птицы", "Головокружение". Дэвид Линч (20.01.1946) - "Твин-Пикс", "Малхолланд Драйв". Михаил Ромм (24.01.1901) познал зло в фильме "Обыкновенный фашизм"…

Полноценно сработали два Имиджа из семи, сработали там, где Имидж и жанр буквально слились. Третий претендент на жанровое попадание - это Рыцарь. Предполагается, что этот Имидж помогает снимать фильмы про любовь - Владимир Меньшов (17.09.1939), Сергей Бондарчук (25.09.1920), Станислав Ростоцкий (21.04.1922), Виктор Флеминг (23.02.1889)... Но эту идею ещё надо обдумать.

Получился очень большой контраст. В актёрских амплуа гигантский успех системы Имиджей, в режиссуре почти провал. Можно даже провести количественный анализ. По актёрским рубрикам число Комментариев огромно.

"Краткость - сестра молчания" - 69, "Познание зла" - 31, "Сыщики, умение разговорить" - 35, "До смешного одиноко" - 55, "От Ихтиандра до Идиота" - 58, "Поток энергетических излишеств" - 39, "Высшая сила усмешки" - 39.

И на фоне такого успеха, такие скромные результаты по режиссерам. Рубрика "Всему шутя" (Шуты-режиссеры) - 25 режиссеров, "Познание зла. Режиссер" - всего 9. Маловато!

И вот на этом фоне частичной неудачи неожиданно "заработали" Календарные (детские) знаки. Конкретно, структура Сезонов. В 2011 году были опубликованы четыре статьи: "Осенний марафон", "Вперед, в атаку!", "Оловянные солдатики", "Летние люди"… В них, хоть и пунктирно, но была затронута тема "сезонного кино". Стало ясно, что Зимние режиссёры снимают Зимнее кино, Весенние - Весеннее, Летние - Летнее…

Что касается Осеннего кино, то был смонтирован фильм "Признак Осени", в котором очень наглядно была продемонстрирована связь инстинкта Беглеца (Дева, Весы, Скорпион) с жанровыми особенностями Осеннего кино. "Берегись автомобиля" Эльдара Рязанова (18.11.1927), "Осенний марафон" Георгий Данелия (25.08.1930), "Покровские ворота" Михаила Козакова (14.10.1934), "Неуловимые мстители" Эдмонда Кеосаяна (9.10.1936), "Джентльмены удачи" Александра Серого (27.10.1927). Фильм получился вполне убедительным, главные герои, будь то юные мстители или бывшие уголовники, удирая от преследователей вызывают беспредельную симпатию зрителей. Робкий переводчик или вполне напористый юный историк к большому удовольствию зрителя всегда предпочитают удирать.

Таким образом, приходит понимание, что в режиссере идет невидимая борьба между солидным Годовым знаком и детскими непосредственными и мечтательными желаниями Календарного знака. Возможно это ключ к всестороннему пониманию их творчества. Чтобы понять насколько это актуально, необходимо обратиться к Календарным инстинктам Зимних режиссеров.

"Зима в структуре Сезонов начинается 21 ноября и заканчивается 19 февраля. В сумме это 91 день, что очень близко к четверти года. Стоически выдерживая жизненные невзгоды, люди Зимы неожиданно получают ключ к безвременью. И в самом деле, зима порой кажется бесконечной, время как бы останавливается, осеннее беспокойство уходит прочь".

Детские воспоминания, грезы, мечты... Чем ещё живут Зимние люди? Именно зимой время как будто бы останавливается. Поневоле вспомнишь строки великого Александра Блока (28.11.1880):

  Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь".

Что в этих строках сыграло бОльшую роль: Мистический Годовой знак или Зимний Календарный знак? И тот и другой склоняют к "остановке" времени.

Получается, что стилистика в кино важнее мысли, либо они равны в своих правах. В кино мы возвращаемся к детским инстинктам, устремлениям. Само собой, что режиссеру, как могучему творцу хочется опереться на Годовой знак. Но зритель не приходит в кино, как в библиотеку за размышлениями или информацией. Он приходит в кино отдохнуть, развлечься, расслабиться, провести досуг. А досуг - это именно Календарный знак. Стало быть, режиссеру желающему, чтобы зритель на его фильме отдохнул или хотя бы расслабился, нужно ориентироваться именно на Календарный знак.

Впрочем, не исключен вариант, когда Годовой знак и Календарный будут не воевать друг с другом, а сотрудничать. И это уже путь к бесспорному величию, когда и зрители, и критики пребывают в равноценном восторге. Это чудо! И оно вполне возможно!

"Твин Пикс" Дэвида Линча (20.01.1946)

Культовый детективно-мистический сериал, который с большим успехом шел на телевидении в 90-е годы. Гипнотическая музыка Анджело Бадаламенти, величественные таёжные пейзажи, невероятно красивые лица и какие-то совершенно жуткие, просто-таки невозможные события. Весь сериал пропитан загадочностью, необъяснимым. Грань между реальным миром и какой-то злой фантастикой беспрерывно стирается.

Почему такое кино можно назвать Зимним? В самой атмосфере Зимы, с её короткими тусклыми днями, долгим сидением в помещениях, завыванием ветра, неожиданными шорохами, бликами огня в камине или колыханием свечного пламени есть какое-то предчувствие ужаса. Тот самый детский страх, сладостный и жуткий одновременно. Природа спит, всё замерло, спит всё живое, а человек среди этой всеобщей спячки продолжает бодрствовать. Он пережидает общий сон зимы, ищет укрытия от холода, а в укрытии присутствует камерность - закрытость пространства. Человек перемещается от одного укрытия к другому, греется, общается, радуется теплу, огню, огонькам, мишуре, снегу, солнцу, устраивает посиделки. Вместе с тем, человек ощущает опасность холода - застыть, замерзнуть, заледенеть, заснуть и не проснуться. Время грез, фантазий, мистических снов, галлюцинаций. Время словно остановилось, а человек в нём бродит в поисках выхода, не понимая и путаясь, где фантазия, а где реальность.

Его же "Малхолланд Драйв" - детективный триллер, который называют одним из лучших фильмом режиссера, а отзывы о нем часто заканчиваются фразой: "Ничего не понятно". История начинается с аварии на шоссе, под которым переливается огнями ночной Лос-Анджелес. В аварии выживает эффектная брюнетка, но кто она и как ее зовут, девушка не помнит. В "Малхолланд Драйв" Линч не просто путает следы, а насквозь пропитывает картину странными параллелями, символами и аллюзиями, так что порой возникает ощущение, будто вас попросту водят за нос, подменяя логику и детективную интригу авторским произволом. "Фильм бродил по моим мозгам своей странной дорогой", - писал режиссер о работе над сценарием…

Его же "Синий бархат" - детективный и мистический фильм. В картине песню "Синий бархат" исполняет одна из главных героинь - загадочная певица ночного клуба, в чью личную жизнь случайно впутался не в меру любознательный юноша. В тихом омуте фильма водятся черти. И, тем не менее "Время пить кофе" - говорит слепой, зашедший к главному герою в начале фильма, а далее таинственность, жуткие фантазии и опасная реальность.

Очень важно отметить, что Дэвид Линч не изменяет своему фирменному режиссёрскому стилю от фильма к фильму. Зима не балует нас разнообразием: метель, вьюга, просто снег… Все одно!

"Полночь в Париже" Вуди Алена (1.12.1935)

Американский писатель, приехавший в современный Париж, неожиданно перемещается во времени и попадает в 1920-е. Каждую ночь он уходит в прошлое и каждое утро возвращается в современность. Там живут, действуют и разговаривают с ним его кумиры: Хемингуэй, Гертруда Стайн, Гоген, Тулуз-Лотрек. А в современности кумиров нет, современники не интересны… Фактически, герой фильма перемещается в небытие, в мир, который давно не существует. Зима в душе Вуди Алена фактически останавливает время, позволяя ему вступать в диалог с давно ушедшими титанами мирового искусства. Бесконечные беседы (посиделки) - самое Зимнее занятие. И никаких оправданий противозаконным путешествиям во времени не нужно. Зимой любые фантазии выглядят гораздо реальнее серой действительности за окном.

Его же "Великая Афродита" - в современную ситуацию вмешиваются персонажи античной мифологии: пророчица Кассандра, царь Эдип, хор древнегреческой трагедии. Вновь Вуди Ален устраивает увлекательную игру со временем, смешивая в кучу древность и современность. Тянет Зимнего режиссёра в мир фантазий. Так он развлекается и отдыхает сам, и точно также отдохнут и те, кто пришел на его фильм.

Его же "Любовь и смерть". "А как хочется снова вернуться в детство" произносит герой в самом начале фильма и режиссер в угоду своему герою создаёт на экране гремучую смесь эпох, соединяя несоединимое. Все времена свалены в одну кучу: темнокожий офицер проводит для героя Вуди Аллена курс молодого бойца и грозно вопрошает, любит ли он Россию? На Бородинском поле мы видим чирлидерш и продавцов газировки, а тургеневская девушка, соблазняя Наполеона, цитирует русских религиозных философов. Абсурд, соединение немыслимого… Похоже, что режиссёр решил создать для зрителей просто энергетическую бомбу, естественно так, как он это понимает.

Удивительно, но фильмы Вуди Алена похожи на эпизоды одного очень большого фильма. В каждом фильме режиссёр не только работает, но и со вкусом отдыхает, использую зимнюю атмосферу безвременья. И как уже было отмечено у Дэвида Линча - особый режиссёрский почерк Вуди Алена практически не меняется.

"Охота на бабочек" Отара Иоселиани (2.02.1934)

Иносказательный образ, имеющий косвенное отношение к истории старинного замка, который должен достаться кому-то после смерти его последней обитательницы выражает авторское сожаление по поводу исчезающего эфемерного мира прошлой культуры и духовности, чему нет уже места в современной реальности. Зимний режиссёр использует соединение реального и нереального. Сон, фантазия или реальность? Сам Отар Иоселиани появляется на экране в качестве некоего летучего, как сигаретный дым, совершенно далёкого воспоминания, материализовавшись на короткое время в облике царского офицера, будто сошедшего со старых фотографий. Режиссёр хочет остановить время и не дать навсегда исчезнуть тому хрупкому духовному миру, который впитал в себя Старинный замок. Витающая в воздухе зимняя атмосфера даёт возможность режиссёру отвлечься и передохнуть от работы и даже покурить сигару, воплотившись в привидение.

"Андеграунд" Эмира Кустурицы (24.11.1954)

Буйная аллегория с показом истории бывшей Югославии, начиная со времен Второй Мировой войны до посткоммунистического настоящего времени. Югославские партизаны прячутся в подполье с начала 40-х. Прошло уже больше 50 лет, но они все еще думают, что идет война с нацистской Германией... Время в фильме остановилось. Жизнь ушла под землю и законсервировалась. Но жизнь продолжается, и снова мы наблюдаем в качестве отдыха бесконечные посиделки персонажей под народные мотивы духового оркестра. Кустурица смешивает в одном фильме смешное с серьёзным, комедию и фарс с трагедией. Это очень необычно. Своеобразный балканский режиссерский стиль является визитной карточкой фильмов Кустурицы.

"Зеркало для героя" Владимира Хотиненко (20.01.1952)

Герои фильма попадают в прошлое, в некую петлю времени, где каждый день начинается заново. Замечательный фильм-притча о советском прошлом с необычной сюжетной линией. Герои хотят вернуться обратно, но никак не могут найти выход. Хотиненко - Зимний режиссёр и к тому же Мистик по типу мышления. Притча - нравственное поучение. Персонажи фильма решают для себя сложные вопросы выбора между добром и злом. Правильно ли совершить зло ради добра. Герой фильма переосмысливает себя. Но при этом нам не скучно решать эти поднадоевшие вопросы, поскольку вовсю подключен Календарный знак - знак досуга. Только Зимнему знаку дано останавливать время так естественно, непринужденно и занимательно.

"День сурка" Гарольда Рамиса (21.11.1944)

Этот фильм снят на шесть лет позже фильма Хотиненко, но во многом повторяет его сюжетную линию. Главный герой попадает в петлю времени, где каждый день начинается заново. Правда тут побольше лирики и комедийных моментов. И снова посиделки героя в одном и том же кафе. Режиссёр с огромным удовольствием пользовался стилистикой Зимы, добавляя в небольших дозах, идущую от Мистического мышления идею нравственного совершенствования. Только смирившись с абсурдом происходящего и совершив целую серию добрых дел, главный герой просыпается в следующем дне.

"Амаркорд" Федерико Феллини (20.01.1920)

В этом фильме Феллини достигает совершенства в создании своей персональной киновселенной. События прошлого воссоздаются, изменяются, соединяя воспоминания с фантазиями и мечтами. Феллини предлагает зрителю попутешествовать по пространству его богатой памяти, где всё смешалось и перепуталось. Затрагивая тему детства, режиссёр автоматически активизирует Календарный знак, развлекает себя и зрителя. Атмосфера Зимы, переплетая фантазии и реальность, проходит через весь фильм. Пух летящий как снег, огромный костер, снег настоящий, много снега - лабиринты снега. Мистический туман, словно сон. Кстати, Эмир Кустурица признавался, что использовал некоторые кинематографические приёмы Феллини в своих фильмах.

Его же "Восемь с половиной". Герой фильма переживает творческий кризис. В его голове царит хаос, причудливые образы сменяют друг друга. Фантазии, страхи, желания, мечты… Снова смешивается в кучу разное время, в надежде, что удастся решить те самые вечные неразрешимые вопросы.

Феллини, как и другие Зимние режиссёры не изменяет своему фирменному режиссёрскому стилю.

"Древо желания" Тенгиза Абуладзе (31.01.1924)

Второй фильм трилогии. Картины из жизни дореволюционной грузинской деревни с разноплановыми сюжетами. Идеи типичные для Мистиков: красота, гармония, борьба со злом. А вот стилистика от Зимы, абсолютный отрыв от обыденной жизни. Впрочем, вполне типичная для грузинского кино.

Его же "Покаяние" - третий фильм трилогии. Наиболее нашумевший, даже сенсационный фильм мастера. Тот самый винегрет из разных эпох на стыке реального и нереального. Сны, мечты, аллегорические сцены… Всё нарочито ярко, как не бывает в жизни, на грани китча.

"Цвет граната" Сергея Параджанова (9.01.1924)

Один из самых странных фильмов советской эпохи, культовый для определенных слоев творческой элиты. Сплошные символы, креатив без дна и берегов. Возможно самое яркое и откровенное сочетание Мистического мышления и Зимней стилистики.

Для дальнейшей разработки темы необходимо обратиться к творчеству таких всемирно признанных мастеров, как Милош Форман (18.02.1932), Вадим Абдрашитов (19.01.1945), Ким Ки Дук (20.12.1960), Терри Гиллиам (22.11.1940), Иштван Сабо (18.02.1938). Интересен для оценки подзабытый фильм Григория Константинопольского (29.01.1964) "Восемь с половиной долларов".

Главное достижение Зимнего кино - это практическое пренебрежение реальностью. По сути дела, у Зимы нет реальности, нельзя же за реальность принимать это бесконечно серое небо, засыпанные снегом дороги. Вместо унылой реальности сверхактивная работа воображения и гипертрофированные, расцвеченные воспоминания. И в этом смысле это именно Зимнее кино - идеальный аттракцион. То самое чудо, о котором думали создатели этого искусства. Мечты, воспоминания, мир никак не ограниченный во времени и пространстве.

Чрезвычайно важна найденная гармония между Мистическим мышлением и Зимним стилем. Подавляющее большинство упомянутых режиссеров именно Мистики (Параджанов, Абуладзе, Феллини, Хотиненко, Рамис, Ким, Форман, Гиллиам, Константинопольский). На втором месте с большим отрывом Волевики (Линч, Кустурица, Иоселиани, Сабо). И чсовсес слабо представлены более динамичные Реалисты и Логики, всего-то два упоминания (Аллен и Абдрашитов). Само по себе это очень важное открытие, Зимний стиль для динамичных нечетных типов мышления не подходит. И в этом смысле, можно при желании отметить, что кино Вуди Аллена для Зимнего стиля слишком иронично, слишком подвижно.

В нашем сознании понятие отдыха безоговорочно связано с летом. На лето мы планируем самое прекрасное в своей жизни. Весна и осень в нашем сознании слишком суетливы, смена сезонов требует действий. Это наша генетическая память, весна и осень - время суеты. Но какова роль в нашей жизни Зимы. Так ли она беспросветна и ужасна? Фильмы Зимних режиссеров невероятно красочны, в них много размышлений, разговоров, они философичны, в легком и неназойливом смысле этого слова. Мы все Зимой становимся философами, все склонны поплавать по волнам нашей памяти. И в этом вопросе Зимнее кино нам в помощь.

В отличие от Летних режиссеров, которые постоянно ищут своё лицо, меняют стили и направления, Зимние режиссеры как правило очень преданы найденному ими стилю. Нетрудно описать единый стиль Вуди Алена, Дэвида Линча или Федерико Феллини. В чем причина этой преданности найденному стилю? Неужели Зима не хочет меняться, не хочет поискать чего-то нового. Великие режиссеры могли бы позволить себе элементы поиска, попытки обновления. Зритель вполне бы простил им эти поиски, как прощает аналогичные поиски Летним режиссерам. Думается причина тут в зыбкости основ Зимнего кино. Летнему режиссеру есть на что опереться. Кругом яркая и сочная реальность, черпай в любом количестве. А Зимний режиссер опирается на иллюзии, воспоминания, мечты… А это материал ненадежный. Чуть-чуть отвлекся и всё пропало. Вот почему обретенный Зимний стиль так дорог им. Вот почему так трепетно они его берегут.

И наконец, ещё одно. Необходимо всё же признать, что завоевав безоговорочное признание критиков и высоколобых интеллектуалов, Зимние режиссеры не смогли добиться безоговорочного признания широких народных масс. Сложновато, мутновато, слишком уж индивидуально. По крайней мере кассовых рекордсменов среди них нет.

Большое спасибо всем, кто своими материалами поддержал на сайте рубрику "Признак Зимы".





У Вас есть материал - пишите нам
 
   
Copyright © 2004-2024
E-mail admin@xsp.ru
  Top.Mail.Ru