Григорий Кваша, g-s-kvasha@mail.ru
https://xsp.ru/sh/ 28 ноября 2023 г.
Отзыв на книгу Фейнмана "Радость познания"
И вновь я беру в руки книгу, от которой не жду ничего кроме хорошего. Автор проверенный, название наилучшее. Ну, вперед!
Вступительное слово Фримена Дайсона (15.12.1923).
Автор "слова" признаётся, что любил Ричарда Фейнмана (11.05.1918) "до невозможного, почти до преклонения". Оказывается, что такими же словами описывает свои чувства к гениальному Уильяму Шекспиру (23.04.1564) талантливый Бен Джонсон (11.06.1572). Такие вот Векторные дифирамбы.
Дайсон сравнивает себя с Джонсоном, а "порывистого гения" Фейнмана, само собой, с Шекспиром.
Фейнман "выстраивал всю физику заново, от начала до конца"… Кого-то мне это напоминает… Новый, фейнмановский взгляд на физику автор назвал "пространственно-временным подходом". Всё самое великое случилось в 1947 и 1948 годах. Стоит ли напоминать, что это было Волшебные годы ("Прорыв. Лихая удача"). Правда Джулиан Швингер (12.02.1918) и Синъитиро Томонага (31.03.1906) не спали и параллельно двигались к величайшей Нобелевской премии по физике…
"Видишь? Вот почему ученые так упорны в своих исследованиях, вот почему мы так отчаянно сражаемся за каждую частичку знания, просиживая ночи напролет в поисках ответа на вопрос, карабкаемся по крутым препятствиям к следующему витку понимания, чтобы окончательно добраться до радостного момента "кайфа от открытия", составляющего часть удовольствия постижения сути вещей". Фейнман всегда говорил, что занимается физикой не ради славы или наград и премий, а для забавы, ради получения настоящего удовольствия, постигая, как устроен мир, - именно это и заставляло его работать.
Наследие Фейнмана - это его погружение в науку и преданность ей: её логике, методам, её отказу от догм и бесконечной способности сомневаться. Фейнман верил, что наука при ответственном отношении к ней может быть не только забавной, но и принести неоценимую пользу всему человеческому сообществу.
Едем дальше!
Первая часть. Радость познания сути вещей.
Научное знание ничего не вычитает, а только прибавляет (взгляд на цветок художника и учёного)…
Фейнман всегда избегал гуманитарных наук, ибо зубрежка…
Мышление Фейнману поставил отец. Он научил методу мышления. Объяснил, что не в названии дело, что нужно понимать суть…
Не всё можно объяснить путем бытовых рассуждений…
Фейнман ушел из академии, потому что там все всё время рассуждали, кто достаточно знаменит, чтобы быть членом академии.
Пустяки!
Оказалось, что это никакая не книга Фейнмана, а в основном сборник его интервью всяким журналистам. Журналист же, берущий интервью даже у самого великого человека, способен превратить сказанный текст в мусор. Интервью - низкий жанр. Будем верить, что дальше будет получше.
Вот главка "Правила игры". Толково!
Представьте, что боги играют с вами в игру, правил которых вы не знаете. Правила постепенно вскрываются. Но могут оказаться такие, которые долго не проявлялись. Например, пешка, дойдя до восьмой линии, становится ферзем… Тысячи партий такого не было, и тут вдруг… Это хорошо!
Именно то, что не вписывается в теорию, представляет наибольший интерес, то, что не согласуется с тем, чего вы ожидали.
Информация нарастает лавинообразно, а потом вдруг структурируется и упрощается максимально, заключаясь в какую-либо математическую формулу невероятной красоты и простоты.
Иногда приходится придумывать новую математику…
Фейнман терпеть не мог философию (она только приводит к хаосу и запутывает науку). Также сильно ругает социологию… И всех этих писак, не открывающих никаких законов, не создавших системы, не проводящих бесконечных перепроверок, но готовых выдавать какие-то "истины", о которых тут же забывают.
"Думаю гораздо интереснее жить, не зная чего-то, чем иметь ответы, которые могут оказаться неправильными" - типичное правило Учёного, думается у Проповедника всё иначе.
2 и 3 части пропускаю, там про компьютеры будущего и Лос-Аламос.
4 часть. Притормаживаю…
Тут действительно много интересного. Например, что важнее: учить знанию или удивлению. Фейнман считает - второму и я с ним согласен.
"Знание - это просто заключенное в четкие рамки удивление перед Природой"
Где нет удивления, где царит равнодушие - там нет науки!
И наконец, главное: почему общество агрессивно антинаучно? Потому что мы позволяем это делать! И начинать надо с себя. Нельзя поднять авторитет науки в целом, пока в учёных ходят технологи, математики и куча жуликов в псевдонаучной обертке.
Очень жаль, что Фейнман нигде не написал в активном или даже агрессивном ключе, что нет никакой нужды агитировать человечество за технологию. Технологию приветствуют все, она дарит нам столько прелестных вещей. Но прелести технологии каким-то загадочным образом никак не повышают авторитет науки.
5, 6 и 7 части пропускаю.
8 часть. Что такое наука? Видимо я подобрался к главному.
Увы, увы и эта часть ничего особенно интересного не преподнесла. Просто удивительно!
9 часть.
Квантовая электродинамика - самая точная теория, объединившая Теорию относительности и Квантовую механику. И при этом сам Фейнман называл её "надувательством", поскольку там остались без ответа важные логические вопросы.
Надувательством со стороны кого? Создателя теория или… Самого Создателя?
Забавно как Фейнман насмехается над Спинозой, который был современником Гарвея и Ньютона. "Возьмите любое утверждение Спинозы и оглянитесь вокруг - вы не сможете сказать, что он был прав. Люди испытывали благоговейный трепет оттого, что он имел смелость задать эти великие вопросы, но хороша ли такая смелость, если вы ничего не получите в ответ на эти вопросы?" Круто!
Настоящий учёный всегда живёт с постоянным сомнением. Он думает: "может быть это так", но действует, не забывая о том, что это только "может быть"…
До сих пор физика пыталась найти законы и константы, не заботясь об их происхождении…
10 и 11 части пропускаю.
12 часть.
В основе науки лежит принцип, который отделяет истину от лжи на основе эксперимента или человеческого опыта… Кроме эксперимента, мы относим к науке огромное количество интеллектуальных попыток обобщения… И ещё, настоящая наука должна приносить плоды…
Увы, увы, книга, собранная из разрозненных интервью (интервью - дурной жанр), случайно подобранных лекций, не могла получиться хорошей. Имя великого Фейнмана не спасло дурное издание. В некотором смысл, это вовсе не книга, а коммерческий финт, спекуляция на великом имени
|