www.xsp.ru/sh/ ПубликацииГригорий Кваша
«Зазеркалье» № 176, октябрь 2007г.
Любовь - азартная играЕсли не надрываться и не превращать любовь в фундамент для очередной грандиозной философской системы, призванной спасать мир, то очень даже может быть, что любовь - это всего лишь игра. Иногда жестокая, очень рискованная, но тем более азартная... Конечно, каждый знак для вычисления победителя в этой игре придумал бы свои правила. Унылый бухгалтер предложил бы просто подсчитывать любовные победы, неисправимый романтик, напротив, предложил бы учитывать длительность любовного пожара… Ну, а если бы удалось договориться насчет самых ярких и громких побед, то лидером в нашем соревновании, безусловно, стали бы женщины родившиеся в годы Крысы. Вспомним некоторых из них. Прославленная в веках египетская царица Клеопатра (69 - 30). Она и царицей никакой бы не была, если бы не ее феноменальная любовная победа над властелином мира - Цезарем. Дело в том, что дочь Птолемея XII была отстранена от власти в Египте и сослана в Сирию. Цезарь должен был судить ее, но вместо этого влюбленный полководец вернул ей египетский престол. Пережив гибель Цезаря, Клеопатра вновь оказалась в политическом тупике, ибо поставила на Кассия, а победил Антоний. И вновь политический провал обернулся любовной победой. Антоний совершенно потерял голову и готов был кинуть к ногам возлюбленной весь мир. Понять Антония не трудно, Клеопатра была в превосходной форме. "Ладья с вызолоченной кормою, пурпурными парусами и посеребренными веслами, которые двигались под напев флейты, свист свирели и бряцание кифар. Царица под расшитою золотом сенью в уборе Афродиты, по обе стороны ложа мальчики в костюмах эротов с опахалами, самые красивые рабыни переодетые нереидами и харитами у кормовых весел"… На неотесанного солдафона Антония это должно было произвести впечатление. Впрочем, картинка - это только меньшая часть клеопатриного имиджа. Озвучка - вот что было главным! Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, на любое наречие... Причем изъяснялась она так ясно, дерзко и красиво, что речью своей могла заворожить любого. Чего бы не требовала Клеопатра, все исполнялось неукоснительно. "Сопровождая Антония в походе в Армению, она не стеснялась грабить храмы и гробницы и не было такого священного места, которого она не лишила бы его украшений, не было алтаря, с которого она не сняла бы всего, лишь бы насытить свое незаконное корыстолюбие. Ничего не удовлетворяло эту падкую до роскоши и корыстолюбивую женщину". После разгрома потерявшего голову Антония, Клеопатра уже изготовилась к третьему тайму величайшего любовного сражения под названием "Клеопатра против Рима", а именно к встрече с Августом. Но тот подстраховался и сумел избежать очной ставки. Видимо, понял, что шансов устоять у него немного. И это ведь далеко не полный список, были еще и сотни других мужчин, в том числе тех, кто за одну ночь с Клеопатрой готовы были отдать жизнь. (Даже, если это легенда, то очень показательная). Достоверно известно лишь об одном человеке, реально устоявшим перед чарами Клеопатры. Это был иудейский царь Ирод. Ну, так он родился в год Обезьяны, а у этого знака, как известно, перед крысиными чарами имеется иммунитет. Отвлечемся несколько от типично женских завлекалочек ("эроты с опахалами, рабыни переодетые нереидами и харитами у кормовых весел"), и попробуем сосредоточиться на том, что максимального эффекта Клеопатра добивалась не в тот момент, когда томно молчала, а когда начинала говорить. Именно совершенная речь египетской царицы так потрясла Цезаря, а затем Антония. И тут необходимо напомнить, что именно Крысы, безусловно самые лучшие писательницы на женской половине человечества. Маргарет Митчелл, Шарлота Бронте, Анна Зегерс, Мариэтта Шагинян (все они - Крысы)… Список можно продолжать и продолжать… Но первой в этом списке должна быть несравненная Маргарита Наваррская (1492 - 1549), написавшая "Гептамерон". Тоже, между прочим, энциклопедия любви и все что нужно знать про обольщение в этой книге есть. Что касается самой Маргариты, то благополучно избежав брака с Генрихом Восьмым Английским, она стала женою Карла Алансонского, а затем Генриха д'Альбрэ, после смерти которого самостоятельно управляла его королевством. Правила так, что превратила провинциальный Нерак в центр культурной жизни всей Европы, оказавшись в окружении самых продвинутых людей литературы, науки и искусства. Ее покровительством и гостеприимством пользовались светочи европейского Возрождения - Маро, Декарье, Ронсар, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле. Переосмысливая историю Клеопатры на русский мотив, нельзя не вспомнить нашу императрицу Екатерину I, изначально Марту Скавронскую (1684 - 1727). В некотором смысле ее политический взлет был многократно удачнее, чем у Клеопатры, ибо поставила она не на какого-то там временного Антония, а на весьма постоянного императора великой державы. Вкусы у мужчин разные, кто-то любит умных, кто-то любит глупеньких, кто-то предпочитает спокойных, кто-то буйных. Йохансон нравится всем. Это поразительно, но каждый находит в ней что-то очень симпатичное. Как когда-то в Клеопатре… |