Григорий Кваша
«Зазеркалье» № 176, октябрь 2007г.
Любовь - азартная игра
Если не надрываться и не превращать любовь в фундамент для очередной грандиозной философской системы, призванной спасать мир, то очень даже может быть, что любовь - это всего лишь игра. Иногда жестокая, очень рискованная, но тем более азартная... Конечно, каждый знак для вычисления победителя в этой игре придумал бы свои правила. Унылый бухгалтер предложил бы просто подсчитывать любовные победы, неисправимый романтик, напротив, предложил бы учитывать длительность любовного пожара… Ну, а если бы удалось договориться насчет самых ярких и громких побед, то лидером в нашем соревновании, безусловно, стали бы женщины родившиеся в годы Крысы. Вспомним некоторых из них.
Прославленная в веках египетская царица Клеопатра (69 - 30). Она и царицей никакой бы не была, если бы не ее феноменальная любовная победа над властелином мира - Цезарем. Дело в том, что дочь Птолемея XII была отстранена от власти в Египте и сослана в Сирию. Цезарь должен был судить ее, но вместо этого влюбленный полководец вернул ей египетский престол.
Пережив гибель Цезаря, Клеопатра вновь оказалась в политическом тупике, ибо поставила на Кассия, а победил Антоний. И вновь политический провал обернулся любовной победой. Антоний совершенно потерял голову и готов был кинуть к ногам возлюбленной весь мир.
Понять Антония не трудно, Клеопатра была в превосходной форме. "Ладья с вызолоченной кормою, пурпурными парусами и посеребренными веслами, которые двигались под напев флейты, свист свирели и бряцание кифар. Царица под расшитою золотом сенью в уборе Афродиты, по обе стороны ложа мальчики в костюмах эротов с опахалами, самые красивые рабыни переодетые нереидами и харитами у кормовых весел"… На неотесанного солдафона Антония это должно было произвести впечатление.
Впрочем, картинка - это только меньшая часть клеопатриного имиджа. Озвучка - вот что было главным! Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, на любое наречие... Причем изъяснялась она так ясно, дерзко и красиво, что речью своей могла заворожить любого.
Чего бы не требовала Клеопатра, все исполнялось неукоснительно. "Сопровождая Антония в походе в Армению, она не стеснялась грабить храмы и гробницы и не было такого священного места, которого она не лишила бы его украшений, не было алтаря, с которого она не сняла бы всего, лишь бы насытить свое незаконное корыстолюбие. Ничего не удовлетворяло эту падкую до роскоши и корыстолюбивую женщину".
После разгрома потерявшего голову Антония, Клеопатра уже изготовилась к третьему тайму величайшего любовного сражения под названием "Клеопатра против Рима", а именно к встрече с Августом. Но тот подстраховался и сумел избежать очной ставки. Видимо, понял, что шансов устоять у него немного.
И это ведь далеко не полный список, были еще и сотни других мужчин, в том числе тех, кто за одну ночь с Клеопатрой готовы были отдать жизнь. (Даже, если это легенда, то очень показательная). Достоверно известно лишь об одном человеке, реально устоявшим перед чарами Клеопатры. Это был иудейский царь Ирод. Ну, так он родился в год Обезьяны, а у этого знака, как известно, перед крысиными чарами имеется иммунитет.
Отвлечемся несколько от типично женских завлекалочек ("эроты с опахалами, рабыни переодетые нереидами и харитами у кормовых весел"), и попробуем сосредоточиться на том, что максимального эффекта Клеопатра добивалась не в тот момент, когда томно молчала, а когда начинала говорить. Именно совершенная речь египетской царицы так потрясла Цезаря, а затем Антония.
И тут необходимо напомнить, что именно Крысы, безусловно самые лучшие писательницы на женской половине человечества. Маргарет Митчелл, Шарлота Бронте, Анна Зегерс, Мариэтта Шагинян (все они - Крысы)… Список можно продолжать и продолжать… Но первой в этом списке должна быть несравненная Маргарита Наваррская (1492 - 1549), написавшая "Гептамерон". Тоже, между прочим, энциклопедия любви и все что нужно знать про обольщение в этой книге есть.
Что касается самой Маргариты, то благополучно избежав брака с Генрихом Восьмым Английским, она стала женою Карла Алансонского, а затем Генриха д'Альбрэ, после смерти которого самостоятельно управляла его королевством. Правила так, что превратила провинциальный Нерак в центр культурной жизни всей Европы, оказавшись в окружении самых продвинутых людей литературы, науки и искусства. Ее покровительством и гостеприимством пользовались светочи европейского Возрождения - Маро, Декарье, Ронсар, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле.
Переосмысливая историю Клеопатры на русский мотив, нельзя не вспомнить нашу императрицу Екатерину I, изначально Марту Скавронскую (1684 - 1727). В некотором смысле ее политический взлет был многократно удачнее, чем у Клеопатры, ибо поставила она не на какого-то там временного Антония, а на весьма постоянного императора великой державы.
|
Началось все после взятия Мариенбурга русскими в 1702 году. Сначала к Марте воспылал любовью генерал Боур, затем Шереметев, и, наконец, ею завладел фаворит Петра I Александр Меншиков. Встреча с императором произошла уже в 1703 году. Ее воздействие на императора потрясло многих. Император не был затворником, число женщин в его окружении было очень велико, было из кого выбрать. Тем не менее, он полюбил и полюбил очень сильно. Забыв первенца-сына и забросив его воспитание, император изгладил из своей памяти образы первой супруги и любимой когда-то Анны Монс. Петр как зеницу ока хранил новую фаворитку. Суровый деспот, человек с железным характером, смотревший спокойно на истязание родного сына, Петр в своих отношениях к Катерине был неузнаваем: посылал к ней письмо за письмом, одно другого нежнее, и каждое - полное любви и предупредительной заботливости. Он тосковал без нее: "Гораздо без вас скучаю, для Бога ради приезжайте скорей. А ежели зачем невозможно скоро быть, отпишите, понеже не без печали мне в том, что не слышу, не вижу вас..." И такое практически в каждом письме.
|
Чем поддерживала "Катеринушка" такую страсть в Петре, что приносила с собой в семейный быт деятельного государя? С нею являлось веселье, она всегда могла потешить своего супруга… Но более всего подкупала императора страстность Екатерины. Он любил ее сначала как простую фаворитку, которая нравится, без которой скучно, но которую он не затруднился бы и оставить, но, с течением времени, он полюбил ее как женщину, тонко освоившуюся с его характером, ловко применившуюся к его привычкам. Лишенная не только всякого образования, но даже безграмотная, она до такой степени умела являть пред мужем горе к его горю, радость к его радости и вообще интерес к его нуждам и заботам, что Петр постоянно находил, что жена его умна, и не без удовольствия делился с нею разными политическими новостями, размышлениями о происшествиях настоящих и будущих.
|
И все же на абсолютно первом месте знаменитая Жорж Санд (1804 - 1876). Число ее любовных побед не поддается учету. С юных лет она была умна, пытлива, мечтательна и весьма своеобразна. Стоит ли удивляться, что Казимир Дюдеван, ее законный муж показался ей типичным буржуа-стяжателем. Ее ждало куда более изысканное общество. Молодой литератор Жюль Сандо стал ее соавтором, но был для ее масштаба мелковат, от него останется лишь фамилия. Совсем другое дело красавец, аристократ, один из лучших писателей Франции Альфред де Мюссе, с которым закручивается такая карусель, что для разбора этой недолгой истории понадобилось три романа и десятки исследовательских книг.
|
Список тех с кем она общалась огромен: Проспер Мериме, Ференц Лист, Оноре де Бальзак, Александр Дюма-отец, Гюстав Флобер… А чего стоит роман с великим Фридериком Шопеном? Причем сама Жорж Санд никогда не упускала случай продемонстрировать, кто в любовной схватке победил, а кто проиграл. Все акценты и все оценки она проставляла в книгах, которые писала по мотивам своих любовных приключений. И, если Мюссе, как писатель, мог бы ей ответить той же монетой, то что же оставалось бедному Шопену?
|
А ведь никаких сногсшибательных внешних данных, была Жорж Санд коренастой женщиной, невысокого роста, с крупными чертами лица и темными глазами. Она постоянно курила сигары, а движения ее были резки и порывисты. Тому же Шопену, например, она сначала совершенно не понравилась, и он даже сказал своему другу: "Что за отвратительная женщина эта Санд. Да и женщина ли она вообще? Я что-то в этом смысле сомневаюсь". Увы, очень скоро он стал очередной ее жертвой, а их жуткий, истощающий роман продолжался 9 лет.
|
Вспомним также знаменитую куртизанку и танцовщицу Мату Хари (1876 - 1917). С мужем, почтенным представителем старинного шотландского рода, ей быстро наскучило. Куда интереснее было выдавать себя дочь баронессы и японского принца, исполнять псевдонародные восточные танцы, а на самом деле под видом экзотики демонстрировать стриптиз (в финале на танцовщице не оставалось ничего, кроме бус и браслетов).
|
Успех был потрясающим, пол-Европы лежало у ее ног. Ее имя становится брэндом: в Нидерландах даже выпускают новый сорт сигарет "Мата Хари". И все бы ничего, если бы не полезла она в политические игры, в которых Крысам везет куда меньше, чем в играх любовных. Сначала она идет на сделку с германской разведкой, потом с французской. А там уже скорый суд и расстрел.
|
К сожалению, представить себе, как одни исторические личности очаровывали других не так уж легко. Нужны современные и вполне наглядные примеры. Как один из вариантов можно предложить актрису Скарлетт Йохансон (22.11.1984). Почему именно ее все последние опросы называют самой сексуальной женщиной на планете? Причем, сходятся во мнении и сами киношники, и критики, и зрители…
В 22 года она одна из самых востребованных актрис Голливуда. Ну, а съемки у живого классика мирового кино Вуди Алена ("Матч-пойнт" и "Сенсация") - это уже гарантия остаться в истории кино на века…
Ну, и в чем же секрет? Сочетание ума и умопомрачительной внешности? А может быть драматический и комедийный талант в одной посуде? А может она дьявол в ангельской личине?
Вкусы у мужчин разные, кто-то любит умных, кто-то любит глупеньких, кто-то предпочитает спокойных, кто-то буйных. Йохансон нравится всем. Это поразительно, но каждый находит в ней что-то очень симпатичное. Как когда-то в Клеопатре…
|
|