www.xsp.ru
    Internacia Asocio por PSIKA VIVSAVO - xsp.ru/psimattern/ PSIKA VIVSAVO Ni donas ne malpli ol ni promesas Русский English 
Добавить в избранное
NOVAJOJ
SCIENCO
NARKOTIKOJ
KONSILOJ
HELPO
KREECAJ LIGOJ
GVIDILO
PUBLIKIGOJ
GLOSARO
Предложения
FAQ
OPINIOJ
AUTORO
MANIFESTO

Al Kristnaskaj Legoj, januaro de 1998

ETIKO de LIBERIGO elde PSIKA OBSEDO

Tezoj

    1. Под термином психическая навязчивость подразумевается конфликт внутри психики: эмоции человека противоречат его собственному здравому смыслу.
    Проявляется навязчивость различным отношением человека к одним и тем же событиям, ситуациям, в зависимости от того, происходят ли они с ним самим или с кем-то другим. Другой не курит – ну что ж, ничего страшного, а вот не курю Я – тут уж кошмар, на стенку лезу.
    К этому дефекту психики можно относиться
        – либо как к дефекту единого целого, к искажению всей психики,
        – либо как к добавке чего-то нового, лишнего к нормальной психике, а именно – к добавке непослушной, неадекватной разуму эмоции.
    2. Этическая проблема при освобождении от этого лишнего возникает (выявляется, осознается), если относиться к психике не как к одной из функций организма, причем еще и самой младшей по возрасту, а как к самостоятельной реальности, и более того, к реальности, являющейся фундаментом, каркасом организма, его управляющей структурой.
    3. Такой подход позволяет увидеть в навязчивости (или одержимости) самостоятельную психическую сущность, сравнительно примитивную – сущности достаточно высокого уровня не занимаются паразитированием, не становятся навязчивостями, – но тем не менее обладающую автономией, способную к выбору того или иного поведения, и способную даже изощренно сопротивляться попыткам отделаться от нее.
    Работа с навязчивостью именно как с самостоятельной сущностью дает громадные практические преимущества, в частности – позволяет избавить от нее пациента в считанные минуты, если не секунды, даже если она преследовала его десятки лет.
    4. ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА состоит в выборе стратегии освобождения. Возможны два принципиально различных пути, приводящих к внешне одинаковым последствиям – к освобождению пациента.
    5. Один путь – традиционный, которого, насколько известно автору, придерживается и Православная церковь, – экзорцизм, изгнание, отсечение "приражения". На этом пути изменяется лишь локальная ситуация, касающаяся конкретного пациента. В целом же, глобально, количество зла не уменьшается, если признать навязчивость злом. А признать ее злом заставляет то соображение, что на пути человека к глобальной цели его жизни – к духовному совершенству, к гармоничному развитию, к Богу – необходимым условием успеха (а иногда, возможно, и самоцелью) является его внутренняя, духовная свобода.
    6. Путь альтернативный, разработанный и практикуемый автором – трансформация, при которой навязчивость, изменив все свои параметры и характеристики, либо сама покидает пациента, либо становится для него позитивным, поддерживающим фактором. Ситуация изменяется глобально: "зло" не изгоняется, не ищет после этого новую жертву, а становится "добром". Конечно, навязчивость каждого отдельного пациента – это лишь капля в море "зла", но важна не столько количественная, сколько качественная сторона изменения методической стратегии, тенденция, направленность от зла к добру. Ковыляющий в правильном направлении обгонит бегущего, который сбился с пути (Бэкон).
    Кроме того, вне связи с этикой, на уровне тактики, не стратегии: экзорцизм вызывает отрицательную ответную реакцию, сопротивление изгоняемого (наличие силы необходимо вызывает противоборство [1]), а трансформация идет в режиме синэргизма (согласованности, взаимной дополнительности и поддержки), что для пациента более безболезненно, а от целителя требует меньших усилий и обеспечивает бóльшую их эффективность. Методика – VitLib – трансформации навязчивости включена автором в его КУРС психотехнической медицины, рассчитанный на врачей, и описана в монографии Фундаментальная психология (1996).
    7. Методика родилась не совсем на голом месте; идея ее возникла при анализе некоторых недостатков прекрасной в целом ХОЛОДИНАМИКИ (WHOLE-DYNAMICS) американского (США) психолога Вернера Вульфа (Woolf).

ЛИТЕРАТУРА

1. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен".– М. : Изд-во вост. лит., 1960.– 424 с.


У Вас есть материал - пишите нам
 
   
Copyright © 2004
E-mail admin@xsp.ru
  Top.Mail.Ru