Al Kristnaskaj Legoj, januaro de 1998
ETIKO de LIBERIGO elde PSIKA OBSEDO
Tezoj
1.
Под термином психическая навязчивость подразумевается конфликт внутри психики: эмоции человека противоречат его собственному здравому смыслу.
Проявляется навязчивость различным отношением человека к одним и тем же событиям, ситуациям, в зависимости от того, происходят ли они с ним самим или с кем-то другим. Другой не курит – ну что ж, ничего страшного, а вот не курю Я – тут уж кошмар, на стенку лезу.
К этому дефекту психики можно относиться
– либо как к дефекту единого целого, к искажению всей психики,
– либо как к добавке чего-то нового, лишнего к нормальной психике, а именно – к добавке непослушной, неадекватной разуму эмоции.
2. Этическая проблема при освобождении от этого лишнего возникает (выявляется, осознается), если относиться к психике не как к одной из функций организма, причем еще и самой младшей по возрасту, а как к самостоятельной реальности, и более того, к реальности, являющейся фундаментом, каркасом организма, его управляющей структурой.
3. Такой подход позволяет увидеть в навязчивости (или
одержимости)
самостоятельную
психическую
сущность, сравнительно примитивную – сущности достаточно высокого уровня не занимаются паразитированием, не становятся навязчивостями, – но тем не менее обладающую автономией, способную к выбору того или иного поведения, и способную даже изощренно сопротивляться попыткам отделаться от нее.
Работа с навязчивостью именно как с самостоятельной сущностью дает громадные практические преимущества, в частности – позволяет избавить от нее пациента в считанные минуты, если не секунды, даже если она преследовала его десятки лет.
4. ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА состоит в выборе стратегии освобождения. Возможны два принципиально различных пути, приводящих к внешне одинаковым последствиям – к освобождению пациента.
5. Один путь – традиционный, которого, насколько известно автору, придерживается и Православная церковь, – экзорцизм, изгнание, отсечение "приражения". На этом пути изменяется лишь локальная ситуация, касающаяся конкретного пациента. В целом же, глобально, количество зла не уменьшается, если признать навязчивость злом. А признать ее злом заставляет то соображение, что на пути человека к глобальной цели его жизни – к духовному совершенству, к гармоничному развитию, к Богу – необходимым условием успеха (а иногда, возможно, и самоцелью) является его внутренняя, духовная
свобода.
6. Путь альтернативный, разработанный и практикуемый автором – трансформация, при которой навязчивость, изменив все свои параметры и характеристики, либо сама покидает пациента, либо становится для него позитивным, поддерживающим фактором. Ситуация изменяется глобально: "зло" не изгоняется, не ищет после этого новую жертву, а становится "добром". Конечно, навязчивость каждого отдельного пациента – это лишь капля в море "зла", но важна не столько количественная, сколько качественная сторона изменения методической стратегии, тенденция, направленность от зла к добру. Ковыляющий в правильном направлении обгонит бегущего, который сбился с пути (Бэкон).
Кроме того, вне связи с этикой, на уровне тактики, не стратегии: экзорцизм вызывает отрицательную ответную реакцию, сопротивление изгоняемого (наличие силы необходимо вызывает противоборство [1]), а трансформация идет в режиме синэргизма (согласованности, взаимной дополнительности и поддержки), что для пациента более безболезненно, а от целителя требует меньших усилий и обеспечивает бóльшую их эффективность. Методика – VitLib – трансформации навязчивости включена автором в его КУРС психотехнической медицины, рассчитанный на врачей, и описана в монографии Фундаментальная психология (1996).
7. Методика родилась не совсем на голом месте; идея ее возникла при анализе некоторых недостатков прекрасной в целом ХОЛОДИНАМИКИ (WHOLE-DYNAMICS) американского (США) психолога Вернера Вульфа (Woolf).
ЛИТЕРАТУРА
1. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен".– М. : Изд-во вост. лит., 1960.– 424 с.
|